Пятница, 03.05.2024, 07:15
Приветствую Вас Гость | RSS
Школа Искусств г.Шемонаиха
Главная » Статьи » Педагогика » Хореография

Выявление и поддержка одаренных детей школьного возраста средствами хореографии
Выявление и поддержка одаренных детей школьного
возраста средствами хореографии


Кондыбаева Ж.К.
выступление на районном семинаре


Человек талантливый, талантлив во
всех областях.
Лион Фейтвангер


Кто же такой одаренный ребенок, чем и какими способностями он отличается от не одаренного ребенка?
Одаренный ребенок - это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние посылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности. Одарённые дети, или вундеркинды (Wunderkind, дословно — чудесное дитя) — дети, которые признаны образовательной системой превосходящими уровень интеллектуального развития других детей своего возраста. Вундеркинды, как правило, проявляют свои способности уже в раннем возрасте. Эти способности относятся ко всем интеллектуальным сферам деятельности. Одаренных детей, как правило, отличает высокая любознательность и исследовательская активность. Одаренные дети обычно обладают отличной памятью, которая основана на раннем овладении речью и абстрактным мышлением. Их отличает способность классифицировать и категоризировать информацию и опыт, умение широко пользоваться накопленными знаниями. Чаще всего внимание к одаренным детям привлекает их большой словарный запас, сопровождающийся сложными синтаксическими конструкциями, а также умение ставить вопросы. Многие одаренные дети с удовольствием читают словари и энциклопедии, придумывают слова, должные, по их мнению, выражать их собственные понятия и воображаемые события, предпочитают игры, требующие активизации умственных способностей.
Одаренных детей также отличает повышенная концентрация внимания на чем-либо, упорство в достижении результата в той сфере, которая им интересна. Однако свойственное многим из них разнообразие интересов иногда приводит к тому, что они начинают несколько дел одновременно, а также берутся за слишком сложные задачи. Одарённые дети имеют более высокие по сравнению с большинством интеллектуальные способности, восприимчивость к учению, творческие возможности и проявления, имеют доминирующую активную познавательную потребность, испытывают радость от добывания знаний, умственного труда.
Среди множества форм художественного воспитания подрастающего поколения хореография занимает особое место. Она, как никакое другое искусство, обладает огромными возможностями для полноценного эстетического совершенствования ребенка, для его гармоничного и физического развития. Это в свою очередь подтверждает, что у ребенка будут гармонично развиваться творческие способности, совершенствуя детское творчество. Танец являясь источником эстетических впечатлений ребенка, формирует его художественное «я» как составную часть орудия «общества, посредством которого оно вовлекает в круг социальной жизни самые интимные и самые личные стороны нашего существа».
Проблема развития одаренных детей и подростков в настоящее время становится все более актуальной. Это, прежде всего, связано с потребностью общества в неординарной творческой личности. Выявление, обучение и воспитание одаренных и талантливых детей составляет одну их главных задач совершенствования системы образования. Интеллектуально – одаренные дети большое внимание уделяют чтению литературы, работе с компьютером, то есть ведут «сидячий» образ жизни.
В связи с этой проблемой возникает вопрос повышения двигательной активности, необходимой для полноценного развития ребенка. Одним из решений данной проблемы является занятия танцами. Хореография создает условия, обеспечивающие развитие одаренных детей, реализацию их потенциальных возможностей, воспитывает человека, умеющего ценить материальные и духовные богатства, накопленные человечеством, способного чувствовать изменяющийся мир и творчески обогащать его. Культура танца не только дает возможность передачи общественных и национальных норм и традиций, но и раздвигает рамки выбора. Развивает творческие способности и художественный вкус.
В процессе обучения дети знакомятся с различными хореографическими направлениями, историей и «географией» танца, развивают умение через танец выразить различные состояния, мысли, чувства человека, его отношения с окружающим миром.
В начале работы проводится тестирование детей с целью определения
• эмоциональной отзывчивости;
• музыкального восприятия;
• уровня развития коммуникативных способностей;
• уровня физического развития детей.
Это помогает выстроить максимально эффективную систему взаимодействия с каждым ребёнком
На первом году обучения основную линию занятий составляет формирование первоначальных хореографических навыков, развивается музыкальный слух, пластика за счет выполнения различных двигательных упражнений.
На втором году обучения ребята обучаются составлению элементарных танцевальных композиций.
На третьем году обучения ребята разучивают и самостоятельно составляют танцы с более сложной композицией и координацией.
Как показывает практика, именно на занятиях, в общении с музыкой и танцем, часто преодолеваются возрастные конфликты и проблемы отношений мальчиков и девочек. Показателем освоения курса является способность самостоятельно оценить хореографическое произведение, а также наличие у детей нравственной воспитанности, коммуникативных навыков, адаптации среди сверстников.
Занятия построены таким образом, что учащиеся по примеру педагога выполняют танцевальные движения, через эмоции и пластику выражают своё состояние, воспроизводят манеру различных по характеру танцев.
Для выявления уровня приобретённых танцевальных навыков применяются такие критерии оценивания как музыкальность, техника исполнения движений, эмоциональность и артистичность.
Результатом обучения по программе являются показательные выступления детей. Учащиеся исполняют танцевальные композиции на открытых занятиях для родителей. В течение года проходит повторение разученных композиций. Дети разучивают музыкально-танцевальные игры, исполняют самостоятельно составленные композиции. В течении года дети участвуют в различных хореографических конкурсах, концертах.
В процессе реализации программы могут возникать некоторые трудности, среди которых в первую очередь можно выделить разный уровень подготовки обучающихся, их особенности как одарённых детей, отсутствие специальных музыкальных способностей и предшествующий негативный опыт в данном виде деятельности. Все эти и другие проблемы достаточно успешно решаются в результате обучения.
Задачи преподавателя:
• формировать у обучающихся эстетические взгляды, нравственных установок и потребности общения с духовными ценностями;
• формировать у обучающихся умения самостоятельно воспринимать и оценивать культурные ценности;
• воспитать детей в творческой атмосфере, обстановке доброжелательности, эмоционально-нравственной отзывчивости, а также профессиональной требовательности;
• формировать у одаренных детей комплекс знаний, умений и навыков, позволяющих в дальнейшем осваивать профессиональные образовательные программы в области хореографического искусства;
• выработать у обучающихся личностные качества, способствующие освоению в соответствии с программными требованиями учебной информации;
• формировать навыки взаимодействия с преподавателями, концертмейстерами и обучающимися в образовательном процессе, уважительного отношения к иному мнению и художественно-эстетическим взглядам.
Задачи ученика:
• уметь планировать свою домашнюю работу;
• уметь осуществить самостоятельный контроль за своей учебной деятельностью;
• уметь давать объективную оценку своему труду;
• уметь определить наиболее эффективные способы достижения результатов.

Что же должен знать одаренный ребенок, чем он отличается от не одаренного ребенка?
Одаренный ребенок Не одаренный ребенок
Знать всю терменалогию хореографического искусства Знать часть терменалогии экзерсиса.
Знать все танцевальные комбинации наизусть Знать наизусть этюды
определить размер незнакомого музыкального произведения и передать хлопками его ритмический рисунок; Определить размер знакомой музыки и передать хлопками его ритмический рисунок.
Умеют распознать и передать движением характер музыки (грустный, весёлый, торжественный и т.д.); Показать с помощью движений характер знакомой музыки.
Грамотно исполнять движения экзерсиса наизусть. Уметь правильно исполнять элементы экзерсиса
Самостоятельно придумывать движения, фигуры. Помощью учителя придумать танцевальные элементы

Знание в области народно сценического танца
Народно-сценический танец:
знание рисунка народно-сценического танца, особенностей взаимодействия с партнерами на сцене;
знание элементов и основных комбинаций народно-сценического танца;
знание особенностей постановки корпуса, ног, рук, головы, танцевальных комбинаций;
знание средств создания образа в хореографии;
знание принципов взаимодействия музыкальных и хореографических выра¬зительных средств;
умение исполнять на сцене различные виды народно-сценического танца, произведения учебного хореографического репертуара;
умение исполнять народно-сценические танцы на разных сценических площадках;
умение исполнять элементы и основные комбинации различных видов народно-сценических танцев;
умение распределять сценическую площадку, чувствовать ансамбль, со¬хранять рисунок при исполнении народно-сценического танца;
умение понимать и исполнять указания преподавателя;
умение запоминать и воспроизводить текст народно-сценических танцев;



Используемая литература
1.Савенкова А.И «У колыбели гения» М – 2000г
2.Грабовский А.И «К вопросу о классификации видов детской одаренности» Педагогика – 2003г
3.Шумакова Н.Б «Обучение и развитие одаренных детей». М Издательство НПО «МОДЭК» 2004г
4.Пуртова Т.В, Беликова А.Н, Кветная О.В «Учите детей танцевать». М. Владос 2003 г.
Категория: Хореография | Добавил: Аккордеон (11.12.2012)
Просмотров: 2828 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 3.0/1
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Форма входа
Категории раздела
Фортепиано [8]
Домра [2]
Баян [0]
Аккордеон [3]
Вокал [2]
ИЗО [2]
Хореография [4]
Общеэстетическое отделение [0]
Гитара [0]
Синтезатор [0]
Мини-чат
200
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Статистика

    Онлайн всего: 1
    Гостей: 1
    Пользователей: 0
    Наш опрос
    Оцените мой сайт
    Всего ответов: 47

    Copyright MyCorp © 2024
    Конструктор сайтов - uCoz