Стилевые особенности фортепианной музыки С.С. Прокофьева Преподаватель по классу фортепиано Иванова Екатерина Витальевна
«Самым лучшим памятником какой-либо эпохи все же является искусство» - эти слова, сказанные когда-то русским художником Малевичем, в полной мере могут быть отнесены к С.С.Прокофьеву – чье творчество стало величественным памятником XX века. Творчество Прокофьева составило эпоху в мировой музыкальной культуре. Самобытность музыкального мышления, свежесть и своеобразие мелодики, гармонии, ритмики, инструментовки композитора открыли новые пути в музыке и оказали мощное воздействие на творчество многих композиторов. Признано, что Прокофьев один из самых исполняемых композиторов современности. «Я не люблю пребывать в состоянии, я люблю быть в движении» - в этих словах Прокофьева заключена самая характерная черта его человеческой и творческой натуры.
Свой творческий путь Прокофьев начал как дерзкий ниспровергатель традиционной музыки, с концертов которого спешно уходила возмущенная публика. А через 2 – 3 десятилетия он был признан классиком современной музыки, открывателем новых законов в искусстве. Сам Прокофьев говорил, что цель его музыки – воздействовать на слушателей при помощи нового языка, свежего, необычного.
Гениальное творчество Прокофьева охватило все жанры, он написал свыше 130 опусов. Это: опера, балет, концерты, симфонии, сонаты; большое место в творческом наследии занимают фортепианные сочинения. И все это благодаря дисциплинированности и трудолюбию, воспитанными с детства. Изучая особенности стиля Прокофьева нельзя не сказать о его детстве и первых учителях.
С.С.Прокофьев родился 23 апреля 1891г. в Сонцовке Екатеринославской губернии. Отец его был ученым агрономом, управляющим в имении помещика Сонцова. Мать очень хорошо играла на рояле, поэтому Прокофьев с детства полюбил серьезную музыку. Это были и сонаты Бетховена, мазурки и ноктюрны Шопена и пьесы Чайковского. Родители были очень просвещенными, интеллигентными людьми, умными и строгими воспитателями. Мария Григорьевна была первой учительницей музыки, увидев успехи сына, Прокофьевы решили показать какому-нибудь крупному музыканту.
Зимой 1902г. Прокофьева привезли в Москву к Сергею Ивановичу Танееву – выдающемуся композитору Московской консерватории. Отметив дарование мальчика, Танеев посоветовал заняться с ним серьезно музыкальным воспитанием, гармонией. Так, по рекомендации Танеева, в Сонцовку приезжает молодой музыкант – Глиер, в последствии известный советский композитор, для занятий с Прокофьевым. Начались долгие годы обучения, творчества..
В консерватории Прокофьев провел 10 лет (1904 – 1914гг). Своим учителям – Лядову, Римскому-Корсакову Прокофьев принес много хлопот. Признавая талант непокорного ученика, они не поощряли его дерзаний, т.к он был очень смелым, современным, дерзким, не смотря на свою молодость – это уже был композитор со сложившимся ярким и своеобразным характером.
«Ни в какие рамки не вогнать пока творчество Прокофьева и никакой мерой не измерить – все будет насилием, т.к. творчество его в будущем и судить его надо по его же законам» - эти слова Асафьева в 1914г. стали пророческими, т.к. искусство Прокофьева сразу было устремлено вперед, в наше время.
После окончания консерватории (получив золотую медаль), Прокофьев концертирует как пианист по разным странам – Франция, Испания, Англия, Америка, Япония.
Революцию 1917г. Прокофьев встретил радостно. Однако, ему, музыканту, далекому от политики, казалось, что в России сейчас «не до музыки». Весной 1918г. композитор отправляется в большое концертное турне по Америке, но по разным причинам (деловым и семейным) пребывание за границей растянулось на 15 лет. В этот период (1918 – 1933гг) он много и с успехом концертирует, играя в основном свои произведения. Но атмосфера лихорадочной жизни Парижа (он живет больше во Франции) не удовлетворяла его. Композитор понимает, что во многих случаях его творчество – это лишь сенсация или нечто небывалое.
Прокофьев хочет быть самим собой, он не примыкает на к одному из течений, характерных для европейского искусства того времени, хотя воздействие некоторых из них на его творчество – очевидно.
В конце 20-х годов в творчестве композитора назревает кризис, он решает вернуться в Россию. «Я должен вернуться, я должен снова вжиться в атмосферу родной земли. В ушах должна звучать русская речь. Здесь я лишаюсь сил».
В 1932г. он окончательно возвращается в Советский Союз. Начинается новый период высшего расцвета всего лучшего, что заключал в себе талант Прокофьева.
Фортепианное творчество. Фортепианные жанры в творчестве Прокофьева занимают большое место, такое же как опера, балет, симфония. Своеобразный стиль фортепианных произведений композитора отразил не только характер его творческого мышления, но и черты самобытного пианизма.
Выделяются 4 основные линии творчества Прокофьева.
1. Классическая – с детства любимые Гайдн, Моцарт, Бетховен, с их «простыми гармониями», наложили большой отпечаток на творчество Прокофьева. Он взял от них – стройная форма, ясная по логическому развитию мелодия. Увлечение жизнерадостным искусством Гайдна и Моцарта не прошло бесследно. Прокофьев до конца своих дней оставался художником Радости.
2. Новаторская – открыл «новые миры» в гармонии, ритме, инструментовке. Мелодии его отчетливы, как бы графические. Фактура – прозрачная.
3. Токкатная – важнейшими свойствами музыки Прокофьева являются – властное, волевое начало, динамичность, стремительность, подчеркнутое токкатное и ударное звучание.
4. Лирическая – воспевание возвышенной, .чистой любви. По поводу этой линии Прокофьев говорил: «В лирике мне в течение долгого времени отказывали вовсе, и, непоощренная, она развивалась медленно. Зато в дальнейшем я обращал на нее все больше и больше внимания». И мы действительно у его произведениях находим изумительные по красоте лирические страницы.
5. Лирика Прокофьева не походит на лирику Чайковского или Рахманинова. В ней нет обнаженного, распахнутого чувства. Она сдержанней, сосредоточенней и воспринимается не сразу, требуя от слушателя слуховой и эмоциональной подготовки.
Перейдем к нашим произведениям, и вашему вниманию предоставляем цикл «Мимолетности». Этот цикл состоит из 20 миниатюр, был создан в 1915 – 1917гг – ранний период – до отъезда за границу. Все свойства Прокофьева проявляется ярко в этот период творчества, характерны – ударная трактовка фортепиано, освоение различных фактур, типов моторики, активизация ритмического начала. Название цикла возникло под впечатлением стихотворения Бальмонта:
В каждой мимолетности вижу я миры, Полные изменчивой, радужной игры.
Прокофьева увлекла идея передать минутные впечатления, «игру мгновения». Пьесы короткие, показывают быстро сменяющиеся настроения, впечатления, картинки. Они выражают типичные образы Прокофьевской музыки: сказочные, лирические, юмористические, возбужденно-драматические. Пьесы самостоятельны, обособленны, но в то же время образуют единое целое.
«Мимолетности» стали своего рода «кратким словарем» стиля Прокофьева, в этих пьесах шлифуется и оттачивается мастерство Прокофьева. По жанрам «Мимолетности» делятся на лирические и скерцозные.
Послушаем мимолетность № 1. Лирика ее предвосхищает «Сказки старой бабушки», некоторые темы «Золушки»: мечтательность, с оттенком таинственной сказочности. Прозрачной мелодии верхнего регистра отвечают загадочные аккорды в нижнем регистре вот типичный пример образной насыщенности «мимолетностей». Особое впечатление изысканной красоты возникает благодаря сочетанию простой, ритмически прямолинейной мелодии с утонченной гармонизацией параллельными септаккордами.
Другая пьеса цикла скерцозного характера – это мимолетность №10 – блестящий образец юмора, воспроизводящий комический театральный персонаж. Исполняет Курбанбекова Малика.
В этом произведении прослеживается токкатная линия – здесь и властное, волевое начало, и стремительность, и подчеркнутое ударное звучание и акцентность. Хочется сказать, что в детстве у Прокофьева обнаруживается редкая наблюдательность и разнообразие интересов – литература, театр, шахматы; любопытно его увлечение железной дорогой – быстрым и точным движением. И одним из удивительных свойств творчества взрослого композитора станет стремительность и динамичность, через которую он передает свое новое ощущение жизни, ее молодости, ее движения.
- Какой образ возникает у тебя, Малика? - Образ сказочного героя – карлик или шут – (кривляется). - Как композитор передает через музыку этот образ? - Тональность си бемоль минор, точный размеренный ритм от начала до конца – благодаря ровности терций в аккомпанементе; в мелодии – скачки, форшлаги – короткие и длинные; пунктирный ритм, акценты на сильную долю, диссонансы в гармонии. Действительно, в мелодии неожиданные «взвизги и кудахтанья» уже смешны сами по себе, но эффект еще усиливается благодаря ровности аккомпанемента. Создается впечатление отчаянно забавных выходок, которые проделываются с невозмутимым видом. Этому впечатлению помогает и «несовместимость» элементов гармонии и мелодии: в тихо «постукивающий» соль бемоль мажорный секстаккорд вторгается громкий диссонирующий звук фа с форшлагом соль бекар. Как мы пытались воплотить, передать этот образ? После того, как проучили отдельно каждой рукой, затем вместе – столбиками, прослушали все созвучия, аккорды, вникли в диссонансы – стали отрабатывать каждую партию опять отдельно.
Аккомпанемент в левой руке – как «часики» - глазки, водят. Найти правильное ощущение в пальцах – больше стаккато, не размазано, дорабатывать каждым пальцем, упруго, активно снимать сверху и снизу, поучить отдельно 4 и 5 пальцами, научиться сначала играть на f, чтобы получилось р. Позиционно – с клавиш упруго, «как оторвала». Левая «как на рессоре, на батуте» - поймать это ощущение. Правая – выигрывать все форшлаги, украшения; двигаться вперед, не стоять на месте, часто используем у Прокофьева, позиционно, с клавиш – не приземляться на 1-й палец, все время с развитием; каждый палец работает в полную силу, чтобы не проваливаться (особо 4 палец). Мельче – 1-м, найти ощущение на репетициях – фаланги пальцев – согнутые. 32-е – целотоновая гамма – используется в сказочных персонажах – «раскатиться» - как горох оп полу, сначала «тычком», всей рукой, затем – на стаккато, вверх-вниз - прийти к 1-му пальцу. Ладонь – работает (открыть – закрыть ладонь). Форшлаги – соскользнуть, оторвать, упруго, рука летит в стороны, вверх-вниз, ощущение позиции. Мотив – как змея (извивается), ближе, плотнее, двухголосие поучить отдельно, после длинные ноты – отрабатывать. После форшлага – «зависнуть», цезура. Средний голос по полутонам – почувствовать. Приходить к главной ноте ухом и пальцем (корпусом).
Стилистика музыки Прокофьева во многом определяется ритмом. Энергия ритма ассоциировалась в сознании композитора с духом времени. Прокофьевский ритм – ритм регулярный, с акцентированием сильной доли.
Музыка для детей – советский период (1935). По словам Прокофьева в этот период творчество происходит»переход к новой простоте». - Для детей сочиняли почти все композиторы, не мало кто уделял внимание и серьезного тепла детской музыки, сколько уделял Прокофьев.
Альбом «Детская музыка» - это картинки природы и ребячьих забав. Это летний день с утра до вечера. Альбом из 12 пьес, разных по сложности, характеру музыки и образам. «Утро» - исполняет Генш Ольга.
- Оля, что ты представляешь, когда играешь произведение? - Раннее утро в лесу, ласковое солнышко еще не взошло, но своими первыми лучами пробивается сквозь деревья и листву. Просыпаются разные зверюшки – неуклюжий барсук, медведь раскачивается, белочки по деревьям прыгают, птички петь начинают. (Любовь к природе унаследовал от отца, еще в детстве) - Какими средствами передает композитор это настроение утра? - Тональность до мажор – любимая тональность Прокофьева, разные регистры; спокойный темп; штрих – легато, gravamento, нюансы – p, pp, mp, mf (в кульминации); педаль, итальянские обозначения – дольче – нежно, кантабиле – певуче. - Спокойный ритм, аккорды и двойные ноты в мелодии. Использование разных регистров создает ощущение огромного пространства между небом и землей, деревьями и облаками. Этот излюбленный прием Прокофьева, использовался еще Дебюсси, но Прокофьев более отчетливо и обнажено трактует его. Утро в лесу – спокойный темп, все просыпается, значит, движение мелодии тоже спокойное, без рывков, без толчков, руки – корпус – свободные – дышат.
1) определили мелодию, аккомпанемент, поиграли верхний голос, разобрались с фактурой (местами – аккордовой)
2) определили части (в каждой разные образы). 1–я часть – ласковое солнышко – это аккорды (лучи) и мелодия в унисон, с аккордами (ощущение верхнего голоса и ощущение разного веса в пальцах, а также в руках. Отработать отдельно верхний голос точной аппликатурой)
3) скачки – с остановками, через октаву – мягко, глубоко, проникая в клавиатуру как лучи, локти, плечи – свободные.
4) Перенос рук - без суеты, держась за правую; знать, с какой клавиши, играть дальше (неуклюжий барсук)
5) Мелодия очень выразительная – потянулась на скачке – ласково, дойдя до главной нотки (ритмический рисунок с подтекстовкой – потянись).
2-я часть – фон в правой – интервалы разложенные (сексты, квинты). 1) собранно, крепко, на f; 2) затем легче (белочки с ветки на ветку прыгают). 3) в левой – гравементо – идет медведь покачиваясь, смело, как хозяин. Рука – тяжелая, длинные ноты – с опорой (строение мелодии – 5 подряд + полутон вниз + 5 + полутон вниз). Две длинные фразы разделить мотивы, знать с какой ноты. Учим первые звуки во фразах с остановками и конец.
3-я часть. Мелодия аккордами – «3 птички» – звук тянется на весь лес, заполняя все пространство. В левой – медведь раскачивается и слушает. Скачки интервалы учим так же, как во 2-й части. Простучать ритм – левой руки на коленке. Верхний голос в аккорде – тянуть, длиннее, тяжелее. В конце замедление, отрабатывать концы всех частей. Руки отпустить от себя в инструменте и чувствовать разный весь в руках. Кульминация – mf – солнышко взошло, наступил день. Замедление на рр.
Музыка Прокофьева живет. И не одно поколение пианистов воспитывается на ней, наследуются и его пианистические традиции. Прославились как исполнители произведений Прокофьева – Святослав Рихтер, Николай Петров, Михаил Плетнев, Евгений Кисин. Но, самое главное, что привлекает в музыке Прокофьева и тех, кто ее играет, и тех, кто ее слушает – это тот от солнца идущий свет, которым светится все творчество Прокофьева. Попав под живительные лучи этого света, музыканты сразу же полюбят музыку Сергея Прокофьева, замечательного композитора, чье искусство несет с собой радость всем, кто с ним соприкасался – и взрослым, и юношеству, и детям. Мастер уходит, а его творения остаются. Таков закон искусства!
|