Среда, 04.12.2024, 22:09
Приветствую Вас Гость | RSS
Школа Искусств г.Шемонаиха
Главная » Статьи » Педагогика » Фортепиано

методический журнал "Гармония" №1

Школа - наш дом
Карпович Екатерина Александровна
директор школы искусств

2009 год для коллектива КГКП «Школа искусств Акимата Шемонаихинского района» - предъюбилейный. 44 года назад в Шемонаихе была открыта музыкальная школа, в которой работало 4 преподавателя и обучалось около 50 учащихся. Возглавляла коллектив Быкова Руслана Клавдиевна. Обучение велось на 3-х музыкальных инструментах: фортепиано, баян, аккордеон. В 1991 году музыкальная школа была реорганизована в школу искусств. Были открыты три новых отделения: хореографическое, изобразительное, вокально-хоровое. Коллектив преподавателей и учащихся увеличивался с каждым годом.
Прошли годы. Более 400 мальчишек и девчонок обучаются в школе искусств и её филиалах - поселке Железнодорожном и селе
Камышенка. В школе работает 25 высококвалифицированных преподавателей, новаторов, энтузиастов, обладающих оптимизмом и жизнелюбием. Большой вклад в становление школы внесли выпускники, а ныне преподаватели нашей школы: Бражникова Н.В., Садова Е.В.. Многие их воспитанники избрали профессию музыканта и продолжили свое обучение в специальных средних и высших учебных заведениях РК и России. Учащиеся Садовой Е.В. много лет подряд становятся лауреатами различных областных конкурсов и являются активными пропагандистами музыкального искусства, оставаясь влюбленными в музыку не зависимо от выбранной в дальнейшем профессии.
 На протяжении многих лет учащиеся школы показывают высокий исполнительский уровень и занимают призовые места на областных конкурсах таких как «Юный музыкант», «Дельфийские молодежные игры», конкурсе творческих работ имени М.Н. Головкова посвященный дням славянской письменности и культуры. 
С 2007 года школа впервые и успешно вышла на республиканский уровень. Преподаватель школы по классу баян Бутурлина Ф.М. со своим воспитанником Коротковым Антоном привезли серебряную медаль «Дельфийских молодежных Игр». В 2009 году на республиканском конкурсе детского творчества среди учащихся изобразительного отделения по теме «Толерантность – путь к согласию и свободе» преподаватель Небольсина Т.Ю со своей ученицей Сержановой Гульмариям заняли I место.
Большим достижением в этом году является занятое: II место на областном конкурсе - фестивале «Юный музыкант» среди ансамблей русских народных инструментов - руководитель Росина Е.А., I место областных молодежных Национальных Дельфийских Игр в ВКО - Добжанская Кристина (номинация фортепиано) преподаватель Садова Е.В., Сержанова Гульмариям (номинация ИЗО) преподаватель Небольсина Т.Ю., Кумарова Айнура (номинация ИЗО) преподаватель Сорокина Ю.В., II место - Бурлягина Маргарита
( номинация народные инструменты) преподаватель Худякова С.Ю. и Жуков Евгений (номинация духовые инструменты) преподаватель Валов П.А., концертмейстер Силантьева Е.А..
В настоящее время в школе работает 13 творческих коллективов: духовой оркестр Акимата Шемонаихинского района и эстрадно – духовой ансамбль под руководством Валова П.А., ансамбль имеет звание - «Примерный коллектив художественной самодеятельности»; вокальные группы преподавателей и уч-ся; оркестры русских и казахских народных инструментов; младшие и старшие хоры; два танцевальных коллектива «Шолпы»; квартет преподавателей и т.д. Эти коллективы являются активными участниками областных смотров художественной самодеятельности и концертов, проводимых на площадках Шемонаихинского района.
Каждый год в коллектив вливаются молодые преподаватели. Отрадно то, что с первых лет своей трудовой деятельности они стараются продолжать добрые традиции коллектива и поддерживать авторитет школы. В первый (2007) год своей трудовой деятельности, молодой преподаватель изобразительного искусства Сорокина Ю.В., подготовила ученицу Кумарову Айнуру на областные молодежные Национальные Дельфийские Игры, где стали обладателями первой премии.
За 44 года существования школы, более 70 её выпускников стали профессионалами в области искусства. Многие после обучения вернулись в свой родной город и работают рядом снами, многие продолжают получать образование в консерваториях и академиях искусств г. Алматы,
г. Новосибирска, г. Барнаула и мечтают о блестящей карьере.
Профессиональная и творческая деятельность коллектива школы
 неоднократно отмечалась грамотами, дипломами, благодарственными письмами и ценными подарками Департамента образования ВКО, управления культуры ВКО, управления по развитию языков ВКО, Акима Шемонаихинского района. 

Яркая личность в образовании

Сертаева Асем Турсынгазиевна
преподаватель по классу домбры


Серьезные задачи стоят перед нашей музыкальной педагогикой. Одна из главных – соотношение обучения музыки и общемузыкального развития учащихся или проблема развивающего обучения. Следует подчеркнуть, что развитие учащегося, формирование его способностей, музыкального мышления должно выдвигаться как специальная цель в музыкальной педагогике. Достижение этой цели не менее важно и для преподавателя, нежели выработка у его учеников исполнительских умений и навыков. Один из примеров – работа моего отца и первого учителя Баяхова Турсынгазы Баяховича.
Родился он 10 октября 1950 года в семье рабочих. Его отец Баяхмет, очень хорошо играл на домбре и сочинял кюи. Мать, Нуркамила поддержала сына, поэтому, вернувшись из армии в 1974 году, он поступил в колледж искусств им. М. Тулебаева в Семипалатинске. Окончив его в 1978 году, вернулся работать в родной аул, с. Акжар Тарбагатайского района. Получив специальность преподавателя домбры и дирижера оркестра, он начал свой преподавательский труд в детской музыкальной школе. Работая в школе, создал Тарбагатайский районный оркестр народных инструментов, стал лауреатом республиканского конкурса сольных исполнителей. В 1980 году поступил в консерваторию имени Курмангазы, которую окончил в 1985 году. Получив высшее образование, продолжил работу в этой же школе.
В 1995 году по предложению директора колледжа искусств имени народных-артистов братьев Абдуллиных переезжает в г. Усть–Каменогорск. Многих выпускников подготовил он в высшие учебные заведения, многие стали лауреатами различных исполнительских конкурсов (Динара Булатова республиканские «Дельфийские игры»), многие стали преподавателями. Один из учеников С. Турысбеков - дирижер президентского оркестра.
Сын, Саттибек Баяхов продолжил отцовский путь в искусстве. Он является лауреатом международных конкурсов «Шабыт», победителем в конкурсе по шертпе кюй им. Таттимбета (2004 год 1 место), награжден множеством дипломов различных
музыкальных состязаний.
Тридцатилетний стаж позволяет говорить о многих педагогических достижениях отца.
Он неоднократно награждался грамотами Акима области, областным департаментом образования, Благодарственными письмами, в том числе и Президента РК, получил звание «Деятель культуры Казахстана» в 2006 году. Занял 1 место в методической работе по классу домбры, в 2005 году стал членом жюри конкурса «Шабыт».
Я горжусь своим отцом как педагогом, яркой личностью в искусстве и образовании. Ведь я то же пошла по стопам отца и горжусь своим призванием – учитель.

  
Развитие эмоционально – образного мышления детей в системе специального  музыкального образования
«То, что чувствует «душа», должны
чувствовать пальцы, руки и тело».
 Г.Г. Нейгауз.
Росина Елена Афанасьевна
преподаватель по классу аккордеон

Очень часто из разговоров учителей можно услышать примерно такие высказывания:
- Наших учеников ничто не интересует…
- Они не хотят выполнять домашнее задание…
- Ведут себя на уроках отвратительно, ничего не могут запомнить …
Почему дети перестали удивляться и восхищаться? Почему они не внимательны, не прилежны, не старательны? В то время как мы педагоги стараемся «изо всех сил». Нашими умами «завладела» концепция модернизации. Рефлексия, мотивация, синектика и эвристика - эти слова прочно заняли место в нашем лексиконе. На уровне государственной политики в области образования, провозглашен приоритет личностного развития ученика. Но, давайте посмотрим на этот процесс со стороны детей – учеников, ради которых, собственно говоря, и происходит «переворот» в образовательном процессе.
Общеобразовательные школы переходят на 12 – летний цикл обучения: постоянно увеличивается количество предметов; 6 – 7 уроков в день становятся нормой школьного режима. Между тем - активная воспитательная и внеклассная деятельность: дополнительные консультации по предметам, компьютерный цикл и репетиторство по английскому языку, наконец, дополнительное образование (школы искусств, кружки-студии, спортивные секции, всевозможные занятия в Домах Творчества и Домах Культуры). Все эти «современные» условия жизни ставят мозг ребенка в жесткий режим работы: заучить, ответить, получить оценку и бежать вперед получать новую информацию. Преподаватели, стремясь сэкономить драгоценное время на уроке, преподносят информацию как данность, как свершившийся факт, на который ребенок не может уже никак повлиять. «Так было и так будет» не зависимо оттого, что мы думаем.
Где ребенку найти возможность, при таком потоке постоянно поступающей на него информации, остановиться и подумать - как он мыслит? Ведь процесс размышления ни терпит суеты. Наши мысли могут проявляться только при спокойном, благостном состоянии души. И тут возникает справедливый вопрос – «А почему не дать ребенку подумать самому. Сделать так, будто он сам сделал открытие». Согласитесь, «своё открытие» ребенок никогда в жизни не забудет. Почему мы очень часто лишаем детей возможности стать первооткрывателями и исследователями. Не оставляем им шанса на возможность поставить что-то под сомнение, то есть не учим размышлять, сопоставлять, находить образные сравнения, искать подтверждения в своём жизненном опыте. А потом сетуем на те проблемы, о которых говорилось выше. Многие образовательные институты продолжают разрабатывать и определять внешние установки, которые не учитывают индивидуальных особенностей, созидательных возможностей и целей учащихся. Стереотип понимания образования как передачи ученику первоначально отчужденного от него «ничейного» знания всё ещё доминируют в нормативных документах, программах и методиках.
Нам, служителям Музы искусства, предоставляется замечательная возможность заниматься интеграцией личностно-творческих и социально-общественных образовательных целей. Ведь именно занятия музыкой открывают невиданные границы в развитии мыслительных способностей детей и порождают новые, никому не известные до этого образы.
 Музыка развивает ассоциативную фантазию, без которой невозможно овладение другими видами искусств. Музыка учит ребенка не только видеть, но и воспроизводить увиденное, не только слышать, но и представлять то, что слышишь. На основе эмоционально-образного восприятия необыкновенно развивается память. «Эмоция» и «Образ» - не эти ли «золотые ключики» мы потеряли, устремившись в бурлящий поток современных концепций и методологий? Поиском чувств и «нужности» выполняемого задания мы должны заниматься на уроках. Только тогда ребенок «услышит вас» – когда он начнет чувствовать, что это необходимо и нужно ему. Именно ему, а не преподавателю, у которого по плану очень «важная», новая тема. 
Начиная работу над произведением, старайтесь вместе с ребенком раскрыть художественный образ, вызвать эмоциональные ощущения, переживания от музыки. Образные ассоциации, порождаемые гармониями, закрепляются с помощью словесных описаний, определений-символов. И интересно, и понятно, и запоминается надолго.
Например, разбирая этюд с Данияром, учащимся 2 класса, в семье у которого недавно родился братик, мы представили, что «пальцы Данияра – это ножки его младшего брата, которые ещё слабенькие и не могут быстро бегать, а передвигаются неуклюже. Иногда братику приходится останавливаться, чтобы опереться о стул или мягкое кресло. Но, немного передохнув, он снова встает и карабкается дальше. Когда он
вырастет, он даже не будет задумываться, как он ходит? Для него это станет обычным делом, как и для всех взрослых». Я думаю, мы то с вами понимаем, что без многих упражнений и тренировки, только от воображаемого
сюжета пальцы никуда не побегут, но чтобы достичь цели мы же задумываемся, какие приемы использовать, чтобы всё получилось. А уж Данияр постарается всем показать - как его младший брат смело стоит на ногах (крепкие пальцы ловко бегают по клавишам) и ему уже не нужна поддержка взрослых. Вроде бы игра, но на самом деле постоянные упражнения и развитие логики. Данияр учится предвидеть и просчитывать конечный результат, воображая детали, придуманного эпизода, он легко запоминает нотный текст.
Так устроен человек, он запоминает то, в чем видит смысл. Часто исполняя или знакомясь с новым произведением, ребенок играет его с ошибками, не выразительно. В таких случаях используйте игру «Поменяемся местами». Этот метод эффективен в том случае, когда вы точно уверены, что ученик может справиться с заданием самостоятельно. Например, Юля ученица 2 класса, разбирает текст детской песенки композитора А. Спадавеккиа «Добрый жук» и никак не может исполнить без ошибки последнюю фразу во втором предложении. Подсказав несколько приёмов по запоминанию текста, такие как «собирание мелодии в аккорд и определение интервальных мотивов» стало ясно, нужно, что-то другое. Тогда я предложила Юле представить себя «учительницей» и объяснить мне «ученице», как следует исполнить этот музыкальный фрагмент. Юля моментально забыла о том, что она не справлялась с текстом и, находясь в образе «преподавателя» превосходно исполнила «трудную» фразу. После того, как она поняла, что произошло, мы дружно засмеялись. Произошло маленькое чудо, и оно произошло с нами, только что!
Развивая эмоционально-образное мышление, ребенок учится исполнять музыку вдумчиво, рельефно. Стремясь выразительнее показать придуманный сюжет, необходимо найти верные технические приемы
звукоизвлечения. Не нужно бояться показаться примитивным в сочинении
музыкальных образов. Главное, чтобы этот образ был близок ребенку, нашел в его душе отклик и начал работать на конечный результат - яркое исполнение произведения. Если заниматься этим делом с самого первого знакомства с ребенком, и воспитывать эмоционально – образное восприятие на каждом уроке, то появляется легкое отношение к рисунку произведения, выучиванию его фактуры, нахождению верных интонационных мотивов и применению верных технических приемов. А так же - адекватное восприятие мира, многовариантное мышление, хорошая социальная адаптация, за которой следует здоровая нервная система. А это именно то, что и преподаватели, и родители желают своим детям.

 Воспитание интерпретаторских качеств у учащихся детской музыкальной школы 
 Садова Елена Вячеславовна 
 преподаватель по классу фортепиано 


Проанализировав путь развития детей, обучающихся в музыкальной школе, я убеждаюсь, что в основе его лежит интерес к музыке. Ведь только интерес способен вызвать желание самому сыграть. И не просто сыграть, а исполнить, попытаться по - своему донести настроение и смысл произведения, всё то, что воодушевляет и вызывает эмоциональное переживание в музыке. Это пробуждение инициативы, активного стремления к исполнению является успехом в работе педагога и главным критерием правильного подхода к ученику.
Однако от стремления исполнить произведение до самого исполнения проходит известный промежуток времени, заполненный разучиванием. Часто в этом промежутке ослабевает интерес ученика к изучаемому произведению и даже к музыкальным занятиям вообще. Ученику хочется получать от музыки удовольствие и радость, но он не согласен достигать этого ценой длительной, нудной и однообразной работы. Избавить его от ощущения однообразия, сделать так, чтобы труд доставлял радость, а время занятий проходило незаметно - важнейшая задача в педагогической работе этого периода. И путь к этому один – научить ребёнка работать за инструментом, то есть наполнить процесс разучивания осмысленными, интересными и доступными ученику заданиями. Только на этой основе можно развить концентрацию внимания и привить интерес не только к результату, но и к самому процессу работы. Педагогу следует воспитывать у учащегося чувство ответственности за исполняемое произведение, ведь музыкант-исполнитель является связующим звеном между композитором и слушателями, он становится интерпретатором, то есть истолкователем музыкального произведения. Такая сложная задача по плечу лишь исполнителю с тонким художественным вкусом, с широким кругозором, хорошо воспитанным чувством стиля, ярким темпераментом, музыканту, наделённому даром проникать в скрытый смысл нотного текста. Только такой исполнитель – интерпретатор и художник – способен передать слушателю замысел композитора, раскрыть содержание музыкального произведения, его неповторимую красоту.
Сформировать ключевые компетенции учащихся по своему предмету, привить интерпретаторские навыки я пытаюсь на занятиях клуба «Юный интерпретатор». Заседания клуба основаны на методических разработках представляющих собой лекции в сочетании с практическими занятиями, развивающие личность учащихся в спектре исполнительской и исследовательской деятельности.
 Клуб существует пятый год. Хотелось бы рассказать о наиболее интересных занятиях клуба. Первое, организационное заседание клуба было на тему «Работа над самостоятельно выученным произведением». В беседе с учащимися даны понятия интерпретатор, интерпретация, отмечена важная роль музыканта исполнителя. Учащиеся исполняли музыкальные произведения, рассуждая о важности грамотного разбора нотного текста и о средствах выразительности, которыми пользуется композитор, чтобы передать художественный образ произведения.
Целью заседания клуба «Классицизм в искусстве и литературе» было раскрыть задачи и характерные черты данного направления. В ходе лекции-беседы я совместно с учащимися
проанализировала произведения изобразительного искусства, архитектуры, литературы, принадлежащие классицизму. Учащиеся с интересом рассматривали репродукции картин Никола Пуссена «Танкред и Эрминия», Жана Батиста Шардена «Прачка».
Учащиеся познакомились с архитектурными шедеврами эпохи классицизма – это Версальский дворец, архитекторы Л.Лево, Ф.Д.Орбе, Ж.Ардуэн; Дом Пашкова в Москве – архитектор В.И.Баженов и т.д. В литературе того времени, особенно широкий размах получает сатира, в качестве примера я привела басню И.А.Крылова «Волк на псарне». И как итог всей исследовательской работы в исполнении учащихся класса звучала музыка венских классиков: Й.Гайдна, В.А.Моцарта, Л.Бетховена. Юные исполнители проявили себя как знатоки творчества этих композиторов. На заседании клуба в исполнении нашей выпускницы, а ныне студентки IV курса ВККИ имени народных артистов-братьев Абдуллиных Загидуллиной Румили прозвучала Соната № 18 Л. Бетховена (радует, что выпускники не теряют связи со школой).
Знания, полученные на этом занятии, позволили учащимся при ознакомлении со следующей темой «Романтизм в искусстве и литературе» сравнивать характерные черты двух эпох, искать различия и сходство музыкального языка. Эти знания помогли развить кругозор учащихся, а самое главное дали возможность понять как велико влияние других видов искусств на музыку.
В рамках аттестации школы прошло заседание клуба «Юный интерпретатор» на тему «Русская музыка второй половины ХХ века». В исполнении учащихся класса прозвучали произведения советских композиторов – Н.Ракова, С.Майкапара, Д.Кабалевского, С.Прокофьева, Р.Щедрина. Член экспертной комиссии преподаватель ДМШ № 2 г.Усть-Каменогорска Землянская Л.И. выразила своё мнение о заседании клуба: «Продуманный репертуар, информативно насыщенная беседа преподавателя, привлечение наглядной иллюстративной базы и, самое главное, исполнение изучаемых произведений самими учащимися, полностью реализовали поставленную цель – развитие кругозора учащихся, воспитание чувства стиля, умение мыслить эстетическими категориями».
Одно из последних занятий в клубе было посвящено мелосу казахских народных песен. В начале 30-х годов, в связи с организацией в Казахстане музыкального училища и детской музыкальной школы, возникла потребность в национальном педагогическом репертуаре. Требовалось срочно создать на национальном песенном материале пьесы для фортепиано и скрипки, доступные для учеников музыкальных школ. Именно песня с её необыкновенным интонационным богатством и узорной ритмикой заставляла удивляться своей красоте всех её собирателей и слушателей в разных странах. Сравнить интонационный строй казахской и европейской музыки, проанализировать подробно мелос казахских народных песен, чтобы проникнуть в их национальный колорит – вот цель этого занятия. В исполнении учащихся звучали как обработки народных казахских песен, так и сочинения современных казахстанских композиторов.
В работе с учащимися мы не можем надеяться на то, что все они продолжат профессиональное образование, станут музыкантами-исполнителями, но воспитать их как всесторонне развитых людей, которые в дальнейшем смогут создать атмосферу любви к искусству у своих сверстников, в своей семье – эта задача нам под силу. Важно, чтобы для наших воспитанников искусство становилось всё более необходимым, чтобы они осознавали его огромное значение в жизни каждого человека.


 Изменение тембра звука на домре 
 Худякова Светлана Юрьевна

 Тип урока: усвоение нового материала.   
Цели для ученицы:
Образовательные:
1. Узнать термины, которыми обозначаются изменения тембра звука Худякова Светлана Юрьевна
2. Понять, как меняется тембр на инструменте. преподавать по классу домра
Развивающие:
1.Уметь применять полученные знания на примере
произведений «Хор мальчиков», «Маленький барабанщик».
2. Сделать сравнительный анализ тембра звука в других пьесах
Воспитывающие:
1. Раскрыть понимание тесной связи музыки и речи человека
2. Способствовать воспитанию личностных качеств
уч-ся - терпения, воли, самоконтроля.

Дидактический, наглядный материал: карточки с текстом для преподавателей - игра «Чей это голос», карточки со словами – ассоциациями к слову «тембр», таблица с новыми терминами. Для самостоятельной работы ученицы: таблица с музыкальными терминами, таблица с характеристикой пьесы «Андантино», карточка с характеристикой новых музыкальных терминов. Музыкальные записи различных инструментов. Ксерокопия произведения «Маленький барабанщик». Карточка для рефлексии.

Оборудование урока: ноутбук, стенд, фортепиано, домра, пульт.
 
Краткое содержание урока
Этапы работы Время Форма и методы
Организационный момент
Подготовка к работе на основном этапе.
1. Повторение ранее изученного материала
2. Игра «чей это голос»
3. Таблица 2
Освоение новых знаний
4. Таблица 3
5. Таблица 4
6. «Хор мальчиков» Ж..Бизе
7. Игра «Какой это инструмент?»
Закрепление новых знаний
8. «Маленький барабанщик» В.Владимиров
9. «Андантино» К.Рейнеке
10. «Наигрыш» Н.Попонов
11. «Уж ты поле мое»

Актуализация субъектного опыта.
Слова – ассоциации
Игра
Самостоятельная работа
Словесный
Выбор
Практическая работа
Игра
Самостоятельная творческая работа.
Выбор
Ансамблевая игра
Практическая работа
Постановка учебной проблемы ученицей
Самооценка

1 Организационный
Учитель: урок на тему «Изменение тембра звука на домре» мы представляем с ученицей 2 класса Бурлягиной Маргаритой. Ученица занимается в группе профессионального направления, с программой справляется полностью, участвует в различных конкурсах и фестивалях. Заняла II место в конкурсе «Юный интерпретатор», II место в конкурсе «Юный виртуоз». Мотивация к обучению высокая, тип нервной системы – средне сильный.
2. Подготовка к работе на основном этапе.
Учитель: специфика нашего инструмента такова, что на домре, в отличие от клавишно-духовых инструментов, возможно исполнять произведения различным тембром.
На прошлом уроке ты познакомилась с определением «тембр». Как ты понимаешь этот музыкальный термин?
Ученица: тембр – это окраска звука. Я подобрала слова-ассоциации к определению «тембр».
Показывает таблицу на доске.

Таблица № 1
Яркий Тихий
Нежный Звонкий
Резкий Блеклый
Тусклый Светлый
Металлический Мягкий

Учитель: когда мы начали говорить с тобой о тембре, то выяснилось, что, прежде всего, слово «тембр» ассоциируется со словом «голос» - даже не видя человека, разговаривая с ним, ты можешь узнать человека по его голосу. Давай поиграем в игру «чей голос».
Предварительно преподавателям раздаются карточки с текстом, который они читают, а ученица, не видя преподавателей, угадывает, кто произносит текст. Последний преподаватель произносит фразу измененным голосом.
1-й преподаватель: «Маргарита – прилежная ученица».
2-й преподаватель: «Маргарита – умная и красивая девочка».
3-й преподаватель: «Маргарите нравится учиться в школе искусств».
Учитель: темой нашего урока сегодня будет изменение тембра звука. Ты научишься менять тембр звука на инструменте, узнаешь, какие для этого используются обозначения, попробуешь поменять окраску звука в произведениях.
Сейчас я предлагаю тебе заполнить эту таблицу.
В таблице представлены музыкальные термины уже известные ученице и новые, её задача сделать перевод.
Таблица № 2
allegro
f
simile
sul tasto
sul pont.
ord.
p
cresc.
ff

3. Освоение новых знаний.
Учитель: ты все написала правильно. Остались пустыми некоторые клеточки, ты незнакома с этими словами, именно с помощью этих терминов обозначается изменение тембра.
Сейчас мы их выучим.
Преподаватель произносит слова, ученица повторяет.
Таблица № 3
Sul ponticello Суль понтичелло У подставки
Sul tasto Суль тасто У грифа
Оrdinario Ординарио Обыкновенно, восстановить обычный способ исполнения

Учитель: с помощью этих терминов обозначается место, где извлекается звук – у грифа, у подставки, обычное положение. Сейчас я покажу это на домре, а ты послушай, как меняется окраска звука.
Преподаватель играет на инструменте один звук, меняя положение руки.
Учитель: как ты думаешь, какие слова-ассоциации из 1-й таблицы подходят к новым музыкальным терминам?
Ученица заполняет 1-й столбик таблицы.
Таблица № 4
Слова - ассоциации Динамические оттенки Инструменты
Sul pont.
Sul tasto
Ord.

Учитель: теперь возьми инструмент и попробуй поиграть сама, меняя положение руки. Кисть при этом не изменяет своего положения, она не должна никуда выгибаться, движется только локоть.
Следующее задание – играть, быстро меняя положение руки. Поучиться останавливать руку там, где надо (у грифа, у подставки, обычное положение). На данном этапе необходим постоянный контроль преподавателя за положением кисти, руки, плеча.
В таблице, которую ты заполняла в начале урока, используются музыкальные термины из произведения «Хор мальчиков» Ж.Бизе. Давай найдем их в тексте.
Ученица произносит все музыкальные термины, которые встречаются в пьесе.
Учитель: сыграй 1 часть. 15

Ученица играет. В 3, 4 фразе меняется положение руки, необходимо обратить на это внимание. Отдельно проиграть фразы, в которых меняется тембр. Необходимо контролировать местоположение правой руки.
Учитель: давай вернемся к таблице 4 и заполним 2 столбик – запишем динамические оттенки. Как ты думаешь, какие динамические оттенки подходят к обозначениям у грифа, у подставки?
Ученица: у грифа – пиано, у подставки – форте.
Учитель: не только голос человека имеет свой тембр, но так же и голос инструмента. Ты угадывала голоса знакомых тебе людей, а сейчас попробуй угадать, голоса разных инструменты.
Звучит запись музыкальных отрывков различных инструментов – труба, скрипка, орган, пианино, саксофон, аккордеон, гитара, балалайка. Задача ученицы – угадать, какие звучат инструменты.
Учитель: а теперь давай заполним 3 столбик таблицы 4. Ученица комментирует, почему она выбрала именно эти инструменты. 4. Закрепление новых знаний.
Учитель: в произведении «Хор мальчиков» автор переложения музыкальными знаками указал обозначения изменения тембра звука. А сейчас представь, что автор – ты и тебе самой надо как-то обозначить в тексте изменения тембра. Для этого эксперимента я предлагаю тебе пьесу «Маленький барабанщик» В.Владимирова.
Сначала проиграй как написано.
Где бы ты поменяла тембр? Почему? (Дается полная свобода выбора ученице, в нотном тексте записываются термины, которые обозначают изменение тембра).
Учитель: дома закрепишь проделанную работу на уроке – «Хор мальчиков» и «Маленький барабанщик» - играть, изменяя тембр звука.
А сейчас давай посмотрим, как можно применить новые знания на примере произведений, которые ты готовишь на академический концерт.
«Андантино» К. Рейнеке.
Давай охарактеризуем эту пьесу.
Заполняется таблица № 5.
Таблица № Андантино.
характер тембр динамические оттенки инструменты цвет

Учитель: попробуй поэкспериментировать со звуком. Поиграй возле грифа, у подставки. Поищи тот тембр, который, по-твоему, больше подходит этому произведению.
Ученица: больше подходит положение руки возле грифа и нормальное положение руки, потому что характер произведения спокойный, мягкий, нежный.
«Наигрыш» Попонов - устная характеристика. Заполняется таблица № 5.
Учитель: где в этом произведении можно менять тембр звука?
Ученица: на sf
Учитель: давай поиграем ансамблем – ты будешь играть весь текст, а я - акценты.
«Уж ты поле». Это произведение мы разбираем более тщательно, готовим творческую работу. Ученица представляет собранный материал: текст песни, рисунок к произведению, характеристику пьесы.
Учитель: в этом произведении медленный темп, и в нем важно сохранить тембр для каждой фразы, а еще лучше для целых предложений. Здесь есть переход с 3 на 2 струну. Ты знаешь, что 3-я струна толще, у нее более мягкий, матовый оттенок, 2-я струна звонче. И чтобы этот переход не был резким и грубым, надо поменять положение руки. Когда переходишь на 2-ю струну подвинь руку ближе к грифу, потом постепенно вернешь ее на обычное место. (Преподаватель показывает это движение на инструменте). Дома отработай этот переход и заполни таблицу №5.
5. Информация о домашнем задании.
Домашнее задание записываем под диктовку ученицы.
1) Закрепить движения правой руки при смене тембра на открытой струне.
2) Произведение «Хор мальчиков» исполнять соблюдая все музыкальные термины, отработать смену тембра.
3) «Маленький барабанщик» - отработать новый вариант, выбранный на уроке.
4) «Наигрыш» - менять положение руки на sf.
5) «Уж ты поле» - отработать переход со струны на струну, заполнить таблицу.
6. Рефлексия.
Ученица отвечает на вопросы, записанные на карточке:
1. Понравился ли тебе урок? Да. Нет.
2. Что нового ты узнала на уроке?
3. Самый интересный момент урока.
4. Какое произведение у тебя получается хуже всего?
5. Какое произведение у тебя получается лучше всех?
6. Поставь себе оценку за урок.



Вариативность изображения
домашних животных


Сорокина Юлия Валерьевна
преподаватель изобразительного искусства

Урок в 3 классе.
Тема: Вариативность изображения домашних животных «кошка»
Предмет: Рисунок
Тип урока - комбинированный
Всего часов – 2
Метод обучения: наглядно-практический.
Цели урока:
1. Изучение конструктивных особенностей построения кошки. Отрабатывание технических приемов академической штриховки, создание объема и передачи материальности фактуры меха кошки.
2. Развитие художественного характера графического труда, приучение детей мыслить и трудится творчески.
3. Воспитание любви к домашним животным.
Оборудование:
Для учителя: беседа «Рисунок кошки», эскизы, зарисовки, образцы, фотографии, выставка по теме (на доске).
Для учащихся: бумага формат А3, гелиевые или шариковые ручки черного цвета, карандаши ТМ, Т, М., ластик.
План урока.
I. Организационная часть (2 мин.).
II. Изучение нового материала (25 мин.).
III. Практическая работа (40 мин.).
IV. Физминутка (5 мин.).
V. Закрепление новой темы (5 мин.).
VI. Оформление выставки (2 мин.).
VII. Оценивание практических работ (3 мин.).
VIII. Домашнее задание (3 мин.).
IX. Уборка рабочего места (5 мин.).
Ход урока.
I. Организационный момент.
Учитель проверяет организацию рабочих мест учащихся и психологически настраивает их к уроку путем аутотренинга.
Прозвенел и смолк звонок, Друг на друга посмотрели.
Начинается урок, Пожелаем успехов глазами,
Мы за парты дружно сели, Будем дружно работать
Мы с вами.
II. Изучение нового материала.
Учитель знакомит ребят с выставкой рисунков с изображением кошек и рассказывает легенду о происхождение кошки.
Легенда.
Как вы думаете, для чего нам нужны кошки? Для красоты, тепла, уюта и ласкового домашнего покоя под мирное мурлыкание. В наше время ручные бездельники разучились ловить серых, зубастых грызунов. Не беда! Дети и взрослые по-прежнему любят кошек. Что может сравниться с беззащитным пушистым комочком с умными блестящими глазками? Лучшего товарища для веселых игр и проказ не найти.
Существует много легенд о прописке кошки в человеческом жилище. В Индии считают так.… Когда-то кошка дружила с тигром. Полосатый хищник заболел. Кошка решила согреть его, и пошла за огнем к человеку. Вкусно поела и растянулась у огня. Вдруг вспомнила о больном, схватила горящую головешку и побежала к тигру. Но кошка поняла, что открыла для себя иную жизнь, и навсегда вернулась к человеку.

Задание № 1. Проанализировать конструктивные особенности построения кошки. 
Изучаем выставку. Беседа сопровождается показом элементов построения отдельных частей тела кошки (на доске или в эскизах).
Рисовать кошек очень занятно, ведь они бывают самые разные: с четкими и расплывчатыми полосками, мелкими и крупными пятнами. Внимательно присмотрись к рисунку – часто он покрывает не всю шкурку кошки, а только часть. Кошки непоседливые натурщицы, они постоянно меняют позу, если не спят. Поэтому кошек лучше всего рисовать с образца или фотографии.
Основные части и пропорции кошачьего тела: две задних лапы, две передних, туловище, шея и голова. И конечно, не будем забывать про хвост.
Кошачьи лапы составляют одну треть от длинны тела. Кошка обычно более высока в бедрах, чем в плечах. Высота тела кошки пропорциональна высоте ее головы. Эти пропорции необходимо соблюдать на первом этапе, при нанесение основных контуров тела. Пропорции котенка немного отличаются от взрослой кошки, однако общие принципы изображения применимы к обоим. Если смотреть на сидящую кошку спереди, туловище взрослой кошки будет примерно в два с половиной раза больше ее головы. При изображение стоящей кошки сбоку, представьте ее голову в виде квадрата. Туловище кошки составит примерно четыре длинны головы, а хвост - две головы.
Учиться рисовать кошачью голову лучше всего методом блоков. Представьте себе голову в виде плоскостей расположенных под разным углом, более близкие к вам, покажутся укороченными. Нанесите карандашом вспомогательные линии в тех местах, где они вам нужны, потом их всегда можно стереть. И постоянно во время работы сверяйте правильность пропорций между отдельными элементами мордочки. На мордочке кошки имеются: два глаза,
нос, пасть, два уха и конечно усы.
Задание № 2. Определить тип фактур.
Внимательно рассмотрите образец кошки, который вы собираетесь рисовать. Обратите внимание, что у кошки несколько типов фактуры. Воротник может быть пышным, лапы достаточно оголенными, щеки и лоб мягкими и пушистыми, глаза прозрачными и блестящими.
Эти различные типы фактур можно передать по-разному. Передовая длинную фактуру, обязательно наносите штрихи так, как растут волоски кошачьей шерсти. Они не всегда лежат в одном, и том же направлении: шерсть на мордочке кошки расходится от носа во все стороны. Если длинные и светлоокрашенные волосы располагаются на фоне темной области (например, усы и шерсть внутри ушей), то их нужно очертить ручкой в первую очередь.
Рисунок нужно всегда вести последовательно, от линий построения, продвигаясь постепенно, создавая объем животного при помощи штрихов от темного к светлому.
Изучаем вместе с учащимися технические приемы академической штриховки и создание объема при помощи передачи материальности фактуры, шкурки кошки.

III. Практическая работа.
Задание:
Выполнить набросок кошки, на листе бумаги А3 ( по выбору - сначала в карандаше, а затем черной ручкой, соблюдая правила академической штриховки, создавая штрихом, объем животного и фактуру его шерсти).
Во время практической работы учитель индивидуально помогает в выполнение линейного рисунка, контролирует правильность выполнения задания, дает советы. Создаёт условия для выполнения разноуровневых заданий, используя образцы поэтапного изображения рисунка кошки. Идёт дифференциация и индивидуализация учебной деятельности.
IV. Выполняем физминутку. Учащимся предлагается подняться со стульев и изобразить всех животных…

«Звериная зарядка»
Надо ловким стать стремится, Ловко, словно обезьяна,
Словно зверь и словно птица. Буду спину прогибать.
Становись-ка на зарядку! Три–четыре-пять! Три–четыре-пять!
Всех покажем по порядку! Вот еще пример хороший:
Изогну я круче шею, Буду топать словно лошадь,
Как жираф кивать умею. Будто бы копыта есть.
Наклоняйся, голова! Пять – шесть! Пять – шесть!
Раз – два! Раз – два! На носочки поднимаясь,
Руки ходят, фу-ты, нуты. Вверх тянусь, как белый аист,
Словно щупальца у спрута. И расту на зависть всем.
Как, похоже, посмотри! Шесть- семь! Шесть- семь!
Раз, два, три! Раз, два, три! Буду гибким, словно кошка,
Я могу, коль напрягусь, Потянусь еще немножко.
Хлопать крыльями, как гусь. Позвоночки перекосим-
Нет проворней гуся в мире, Семь – восемь! Семь – восемь!
Три – четыре! Три – четыре! Чтобы быть в порядке,
 Я упрямиться не стану, Делаю зарядку!

V. Закрепление новой темы. 
Вопросы:
1. Из каких частей состоит тело кошки? (две задних лапы, две передних, туловище, шея, голова и хвост)
2. Какую длину составляют лапы, от длинны тела у кошки? (одну треть)
3. Что находится на голове у кошки? (два глаза, нос, пасть, два уха и конечно усы)
4. С чего лучше рисовать кошек? (с фотографии или образца)
 5. Как нужно укладывать штрихи на рисунке кошки? (по направлению роста шерсти) 
VI. Оформление выставки.
 Формирование коммуникативной и кооперативной компетентности. 
VII. Оценивание практических работ. Рефлексия урока.
Обсуждаем результат коллективно, обобщаем знания и умения.
 Преподаватель выставляет оценки, называет «плюсы» и «минусы» в работах учащихся. 
 VIII. Домашнее задание: определяется тема следующего урока и необходимые принадлежности к работе. 
 IX. Уборка рабочего места. 
Рекомендации. Раскрывая тему урока «Вариативность изображения домашних животных» через практическое задание, нужно сделать особый акцент на развитие наработки штриховки. Создать условия для формирования нравственных качеств ребенка, развития любви к окружающей природе. В ходе урока применять элементы дифференцированного обучения.
Пожелания. Закрепить умения и навыки, используемые в графической работе на следующих уроках: «Рисунок натюрморта с натуры»; «Рисунок фигуры человека в статике и динамике»; «Портрет» и др.

 Используемая литература: 
1. Эймис Л. Дж. «Рисуем 50 кошек» Минск «Попурри» 2000 г.
2. «Начальная школа Казахстана» №11 2005 г.
3. «Начальная школа Казахстана» №12 2006 г.



Гимн страны Гармония
слова и музыка Натальи Ивановой

Есть веселая страна, страна чудес
Там девчонки превращаются в принцесс.
Там мальчишек превращают в королей,
И талантлив каждый житель в той стране.

Ты в неё тихонько дверцу приоткрой.
Сотни красок вдруг зажгутся пред тобой.
Звуки музыки окружат в миг тебя,
В вихре танца вновь закружится земля.

Гармония, Гармония – чудесная страна.
Гармония, Гармония,
Ты зовешь в мир сказки чуда и добра!
Ты зовешь в мир сказки чуда и добра.

Первые шаги в мире
искусства


«Страна, в которой учились бы рисовать так же,
как учат писать и читать, превзошла бы все другие страны в науке и искусстве,
мастерстве и ремесле»
Д. Дидро

Небольсина Татьяна Юрьевна
преподаватель изобразительного искусства

Перед художником – весь мир. Художник видит море и леса, поля и горы. Он видит, как люди живут, какие события происходят на земле. Он знакомится с людьми самыми разными. И такие счастливые встречи зовут художника взять кисти и краски и начать работу.
Французский просветитель Дени Дидро писал: «Страна, в которой учились бы рисовать так же, как учат писать и читать, превзошла бы все другие страны в науке и искусстве, мастерстве и ремесле». Яркий пример этих слов Япония. Наслаждение гармонией – не просто удовольствие от предельного сочетания линий, красок звуков, это ощущение целостности мира, могущества человека и возможностей человеческого мастерства.
В изостудиях школы искусств, творческий процесс в самом разгаре. Кто-то из ребят только познает азы изобразительного искусства, делает первые мазки, а кто-то уже трудится над картиной, которая украсит будущую выставку. Ребята нашей школы регулярно принимают участие республиканских, областных и районных конкурсах. Сержанова Гульмариям в этом году заняла 1 место в республиканском конкурсе «Толерантность путь к сотрудничеству мира».
В школе работает замечательный коллектив педагогов, а творческая атмосфера, созданная благодаря поддержке и взаимопониманию, общей заинтересованности в результатах труда, помогает организовать художественно – педагогический процесс так, что он направлен на раскрытие творческого потенциала и развития мотивационной сферы каждого ребенка. Искусство ведь общечеловечно. Его высшее назначение – проникновение в душу ребенка. Творчество доступно абсолютно каждому. Оглянитесь вокруг и почувствуйте красоту этого мира. Художник заключен в каждом, но даем ли мы ему возможность творить? В школе дети узнают много нового. И по-новому узнают то, что они знали прежде. Живопись и графика помогает учащимся увидеть мир зоркими глазами художников. И от этого их глазки становятся еще зорче.
Педагоги обязаны не только научить детей рисовать, но и сделать их достойными наследниками тех духовных ценностей, которые завещали нам талантливые предки, и, стало быть, не разорвать тончайших нитей, связывающих нас с прошлым, сформировать у детей зрительскую культуру. Воспитание чувств ребенка строится на красоте и доброте.
Все начинается с простого отношения ребенка к цветку, паутинке, животным. Затем появляются отношения более высокого порядка – к родной природе, дому, Родине. Красота и доброта всегда идут рядом. По новому взглянуть на осенний лист, маленький затерявшейся цветок в траве, крылышки ночной бабочки, дать при этом ребенку почувствовать особое очарование красоты природы. Будем учить воспринимать не только прекрасное и доброе, но и постараемся подвести детей к тому, чтобы они были деятельны в своей жизни, т.е могли не только любоваться красотой, но и беречь ее, а на доброту не только откликаться, но и самим творить добро.
Первые шаги в мире искусства – это и первые шаги на пути к себе, к своим творческим возможностям, это первые опыты в
овладении духовным наследием человечества. Завтрашний день
начинается сегодня, с первых шагов в мире искусства …

Дифференцированный подход
Шерманкина Нина Александровна 
преподаватель изобразительного искусства

«Каждый человек в душе художник» - эта неслучайная, обиходная фраза не лишена логического смысла. Психологи утверждают, что каждый второй, третий человек имеет врождённый тип конкретно-образного мышления, способен образно выразить свои мысли в музыке, танцах, стихах и рисунках. Творческие способности заложены природой в каждом ребёнке в разной степени, и их необходимо развивать.
Школа дополнительного образования ставит цель: помочь каждому ученику развить свои творческие способности, которые, прежде всего, необходимы для формирования его личности. Для того чтобы каждый ребёнок имел возможность развивать свою индивидуальность, личностные качества, необходимы условия. Главным условием развития является личностно-ориентированный подход обучения и воспитания.
На уроках изобразительного искусства через дифференцированный подход обучения достигается максимальный результат развития творческих способностей учащихся. Творческие занятия, участие в конкурсах, выставках искусства оберегают неокрепшую психику подростков от телевизионного прессинга, социальных и нравственных проблем общества.
Высокий уровень профессионализма, творчества и энтузиазма преподавателей школы искусств обеспечивает успех в развитии таланта и способностей её воспитанников. Профессиональная грамотность, знания возрастной психологии и опыт работы с детьми творческими, но психически неуравновешенными, ранимыми и глубоко эмоциональными присущи каждому члену большого и дружного коллектива преподавателей. Преподаватель в большей степени наставник, друг, помощник ребёнка. Роль педагога в качестве психолога была всегда актуальна, а в современном мире особенно значима. Социально - экономические проблемы времени болезненно отразились на психо - эмоциональном состоянии современных школьников: ослабленное здоровье, эмоциональная неуравновешенность, агрессия, высокая утомляемость. Все эти факторы обязывают преподавателя относиться особенно бережно к здоровью ребёнка. Современные приёмы диагностики личности дают возможность координировать работу с каждым учеником по отдельному плану, составленному с учётом психологического типа, возраста и способностей ребёнка.
Определение стартового уровня способностей учащихся определяется в начале учебного года. Качество выполнения рисунка, живописи, композиционного решения даёт возможность преподавателю составить индивидуальную программу развития каждого ученика.

Используемый психолого-художественный тест «Дом, дерево, человек, животное»
дает информацию о качествах ребёнка, его психологических проблемах, комплексах. Анализ
данных, определяет направление в работе в период адаптации учащихся. Для учащихся
имеющих затруднения в общении, адаптации разрабатывается система
индивидуальных коррекционных заданий, упражнений.
Типичные затруднения учащихся связаны со страхом перед художественным материалом, страхом допустить ошибку. В этой ситуации профессионализм, авторитет и личностные качества педагога наиболее значимы. Преподаватель умело, тактично и последовательно в процессе общения, совместной работы помогает снять напряжение, побороть страх, внутренние переживания и неуверенность в себе.
Первые шаги ребёнка в построении композиции выявляют уровень его логического мышления: умения анализировать форму предмета, определять его назначение, умение дать эстетическую характеристику. Построение логической цепочки восприятия композиции лица человека «глаз,¬ мозг-рука» предполагает использование приёма проговаривания действий последовательности изображения, математический расчет пропорциональной зависимости частей лица и их расположение. Проговаривание вслух и шёпотом способствует развитию способности «фотографировать натуру», создавать словесный и зрительный образ, давать оценку с точки зрения эстетики. В результате композиция получается логически завершенной, и число допускаемых ошибок сводится к минимуму.
Наблюдения и исследования подтверждают, что психологическое состояние ребенка выливается цветовым решением в его рисунке. Чем больше и насыщенней ребенок использует цвет, тем стабильней его психологическое состояние. Анализ детского рисунка позволяет педагогу своевременно реагировать на психологические изменения в поведении ребёнка и оказать ему своевременную помощь, поддержку.
Учёные утверждают, что определенный набор цветовой гаммы воздействует на нервную систему, как взрослого так и ребёнка. Потребность в использовании определённого цвета - это потребность изнутри. Живопись в сочетании с музыкой способна исцелить соматические заболевания и психику. Об этом свидетельствуют последние научные исследования педагогов и
психологов. В целом изобразительная
деятельность имеет свойство исцелять внутренний
мир ребёнка. Поэтому в опыте нашего коллектива
особенно широко используется поощрения
творческой индивидуальности.

В период обучения в школе искусств учащиеся
получают профессиональную грамотность, навыки
практической работы, осваивают приёмы, технику
работы с различными материалами, учатся
выражать свои мысли и чувства средствами
изобразительного искусства. Для части учащихся
это первый шаг в определении профессии.
Наиболее «сильные» контрольные работы учащихся, имеют право быть представленными на конкурсах так как они выполнены на достаточно высоком уровне.
это первый шаг в определении профессии. Наиболее «сильные» контрольные работы учащихся, имеют право быть представленными на конкурсах и выставках, так как они выполнены на достаточно высоком уровне.
strong> преподаватель изобразительного искусства
Категория: Фортепиано | Добавил: Аккордеон (09.01.2012)
Просмотров: 1766 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Форма входа
Категории раздела
Фортепиано [8]
Домра [2]
Баян [0]
Аккордеон [3]
Вокал [2]
ИЗО [2]
Хореография [4]
Общеэстетическое отделение [0]
Гитара [0]
Синтезатор [0]
Мини-чат
200
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Статистика

    Онлайн всего: 1
    Гостей: 1
    Пользователей: 0
    Наш опрос
    Оцените мой сайт
    Всего ответов: 48

    Copyright MyCorp © 2024
    Конструктор сайтов - uCoz