Среда, 04.12.2024, 22:19
Приветствую Вас Гость | RSS
Школа Искусств г.Шемонаиха
Главная » Статьи » Педагогика » Фортепиано

Лекция - концерт


Юмор в музыке 

Путешествие в мир музыкального смеха

Заведующая ФО
преподаватель по классу фортепиано
Садова Елена Вячеславовна

Лекция-концерт



Цель урока: показать удивительный мир музыкальных образов, повысить познавательный интерес детей к классической музыке.
Задачи урока:
Образовательная: ввести учащихся в образный мир музыки, раскрыть связь музыки с жизнью.
Развивающая: развить воображение, творческую активность, образное мышление.
Воспитательная: воспитывать устойчивый интерес к урокам музыки, музыкальный вкус.

Исполняемая программа:
1. Й. Гайдн Соната C-Dur 1 ч. Карпенко Дарья
2. Э. Григ Халлинг Шелегеда Юлия
3. П. Чайковский Камаринская Крючкова Катя
4. П. Чайковский Полька Шелегеда Юлия
5. П. Чайковский Масленица Вишняк Тамара
6. А. Дворжак Юмореска Вишняк Тамара
7. С. Прокофьев Прогулка Крючкова Катя


Я работаю над проблемной темой «Компетентностный подход в работе над эстрадной выдержкой учащихся». Все мы знаем, что концертное выступление - очень ответственный момент, требующий концентрации мыслительных, волевых процессов. Выступлению на сцене всегда сопутствует волнение, иногда очень сильное. Как разрядить эту стрессовую ситуацию, отвлечь юного исполнителя? Единственный выход это научить его вдумчиво, сосредоточенно работать, увлечь музыкальными образами, которые он будет воплощать. А мир музыкальных образов удивительно богат и разнообразен. Мечты и грёзы, надежды и стремления, радость и отчаяния человека находят выражение в музыкальных звуках. И сегодня я хочу вас пригласить в мир музыкального смеха. Тема нашей встречи «Юмор в музыке».
Юмор — интеллектуальная способность подмечать в явлениях их комические стороны. Существуют различные формы юмора: анекдот, шутка, каламбур, ирония, игра слов, пародия, сатира, сарказм, и так далее.
Чувство юмора — способность человека понимать юмор. Оно придаёт человеку уверенности в себе и оптимизм.
Наряду с текстовой формой, юмор может быть также представлен в графическом виде — карикатура, шарж и др.
А может ли музыка быть веселой? Передавать шутку, юмор, иронию? Дарить нам улыбку и смех? Конечно, да! Хотя до сих пор некоторые люди думают, что классическая музыка - это что-то скучное, грустное, слишком серьезное и непонятное. Уверяю вас, что это совсем не так! И сегодня нас ждет экскурсия в мир музыкального смеха.
Слушая классическую музыку, любители сказок и фантастики встретят множество знакомых героев и персонажей: Золушка из балета Прокофьева, Щелкунчик из балета Чайковского, Храбрый витязь Руслан и карлик Черномор из оперы Глинки, гномы и кобольды из пьес Грига, Баба-Яга в произведениях Мусоргского и Лядова, Дед Мороз в пьесе Шумана и опере Римского-Корсакова «Снегурочка», Шехеразада – в музыке Шумана, Равеля и Римского-Корсакова.
Оглянитесь вокруг. Мы видим портреты мастеров комедийного жанра в литературе различных эпох и национальных культур. Примером может послужить басня И.А. Крылова

«Мышь и крыса»
«Соседка, слышала ль ты добрую молву?»
‎Вбежавши, Крысе Мышь сказала:—
«Ведь кошка, говорят, попалась в когти льву?
‎Вот отдохнуть и нам пора настала!» —
‎«Не радуйся, мой свет»,
‎Ей Крыса говорит в ответ:
‎«И не надейся попустому!
‎Коль до когтей у них дойдет,
‎То, верно, льву не быть живому:
‎Сильнее кошки зверя нет!
Я сколько раз видал, приметьте это сами:
‎Когда боится трус кого,
‎То думает, что на того
‎Весь свет глядит его глазами.

А сколько улыбок дарит нам изобразительное искусство в портретах и рисунках, иллюстрациях, шаржах, карикатурах (репродукции и альбомы).
Можно ли представить, что композиторы стояли в стороне от образов веселья и хорошего настроения.
Целая группа музыкальных произведений уже своими названиями располагает нас к улыбке: «Шутка» Баха и «Музыкальная шутка» Моцарта, «Сарказмы» Прокофьева, «Озорные частушки» Щедрина, «Прибаутки, «Кошачьи колыбельные песни» и «Цирковая полька для молодого слона» Стравинского, «Юморески» Шумана, Грига, Дворжака, Рахманинова, Щедрина и многих других.
Итак, решено. Мы стараемся постичь условности различных жанров и стилей, особенности их средств выразительности. Мы отправляемся путешествовать в Мир Музыкального Юмора!
Фантастически быстро переместившись во времени и пространстве, мы выходим на первой остановке.
Мы в Вене, где живёт и творит известный композитор Йозеф Гайдн (31марта 1732 — 31 мая 1809).
Наиболее характерной для гайдновских произведений является крестьянская тематика, а народ никогда не утрачивает оптимистического отношения к жизни. И эту радость жизнеощущения запечатлел в своих произведениях Гайдн.
Соната C-dur Й. Гайдна отличается бодрым, жизнерадостным характером, в ней много света и жизненной энергии. Это подчёркивается мажорным ладом, острым пунктирным ритмом. Триоли в аккомпанементе придают танцевальность, а морденты в мелодии – изящность. И хотя встречаются грустные настроения, даже трагические эмоции, - они редки, и лишь по контрасту ярче подчеркивают общий радостный тонус, сияющую улыбку, здоровый народный юмор. «В этом мире так мало радостных и довольных людей», — писал семидесятилетний композитор, — «везде их преследуют горе и заботы; быть может, твой труд послужит подчас источником, из которого полный забот и обремененный делами человек будет черпать минутами свое спокойствие и отдых». Прослушайте Сонату C-dur в исполнении Карпенко Дарьи.

Мы в Норвегии. Норвегию называют страной полуночного солнца, поскольку 1/3 страны лежит к северу от Северного полярного круга, где солнце с мая по июль почти не заходит за горизонт. В середине зимы на крайнем севере почти круглые сутки держится полярная ночь, а на юге световой день длится всего несколько часов.
Норвегия – страна живописных ландшафтов, с зубчатыми горными хребтами, долинами, обработанными ледниками, и узкими фьордами с крутыми берегами. Красота этой страны вдохновляла композитора Эдварда Грига, который пытался передать в своих произведениях перемены настроения, навеянные чередованием светлых и темных сезонов года.
Эдвард Григ 1843-1907. «Слушая Грига, мы инстинктивно сознаем, что музыку эту писал человек, движимый неотразимым влечением посредством звуков излить наплыв ощущений и настроений глубоко поэтической натуры».
Музыкальный язык Грига ярко своеобразен. Индивидуальность стиля композитора больше всего определяется глубокой связью его с норвежской народной музыкой. Григ широко пользуется жанровыми особенностями, интонационным строем, ритмическими формулами народных песенных и танцевальных мелодий.
Халлинг – это сольный мужской танец. Чтобы передать характер танца, который демонстрирует силу, ловкость, мужественность композитор использует скачки в мелодии, форшлаги, чёткий упругий синкопированный ритм, стремительное нисходящее движение мелодии. Смена тональностей g-moll и B-dur как раз и навеяна чередованием света и тени, радости и печали и т.д. В исполнении Шелегеды Юлии звучит Халлинг.
Двигаемся дальше. Мы в России 19 века. Весной 1878 года П.И. Чайковский вернулся на родину из-за границы и приехал погостить на Украину, в семью своей сестры Александры Ильиничны Давыдовой. В свободное время П.И. любил возиться со своими маленькими племянниками. У Александры Ильиничны было семеро детей, и Чайковский без устали придумывал для них праздники с кострами, фейерверками и, конечно, танцами, где он сам аккомпанировал на рояле.
Его маленький племянник в отведённые для занятий часы с трудом осваивал премудрости игры на фортепиано. Сидя на веранде за чаем, Пётр Ильич слышал, как в соседней комнате терзает гаммы и этюды незадачливый "пианист". Ему стало жалко малыша, и он решил написать цикл лёгких фортепианных пьес, разнообразных по характеру, с оглядкой на трудности начинающего, пьес лёгких, запоминающихся, с интересными названиями. Так появился «Детский альбом». Здесь встречаются картины природы и названия детских игр. Сказочные персонажи и танцевальные мелодии.
В исполнении Крючковой Кати звучит Камаринская. Это - русская народная плясовая песня - танец (главным образом мужской), перепляс шуточного характера. Пьеса состоит из 4-х периодов с вариационным развитием мелодии, которая достигает своей кульминации в аккордовом проведении. Мажорный лад, упругий ритм, подвижный темп – всё это помогает ощутить удаль шуточного перепляса.
В исполнении Шелегеды Юлии прозвучит Полька. Изящная пьеса воссоздаёт атмосферу домашнего праздника. Но вдруг во 2-ой части мелодия переходит в нижний регистр, как будто дедушка решил вспомнить свою польку, которую танцевал в детстве.
У Чайковского есть знаменитое произведение "Времена года". Чайковский написал его наполненный особых сил и впечатлений, которые возникали во время прогулок по природе в разных частях страны, в разные времена года. Времена года Чайковский писал ровно год, закончив его в 1876 году, поэтому передал образ каждого месяца очень четко и своеобразно. В народном календаре февраль называется "сечень", то есть месяц, отсекающий зиму. И хотя ещё поскрипывает снег под ногами, а мороз пощипывает щеки, это не пугает, ведь впереди проводы зимы – Масленица, один из самых весёлых праздников. Не было на Руси семьи, дома, двора, селения и города, где бы не отмечали масленичную неделю. Масленица была русским карнавалом, справлявшимся шумно, весело и разгульно. В народе называли её "весёлой", "широкой", "пьяной", "обжорной", «разорительницей". С первых дней Масленницу старались отпраздновать как можно веселее, сытнее, богаче и радостнее. По красоте, поэтичности, озорству - это один из самых продолжительных и веселых предвесенних праздников. И не удивительно, что такой праздник нашёл отражение в творчестве П.И.Чайковского.
В этом произведении слышится и звон колоколов, сопровождающий все праздники на Руси, и звон бубенчиков на тройках; в пассажах, которые стремятся вниз, слышится смех людей, катающихся с ледяных горок; а пассажи, бегущие вверх рисуют в воображении позёмку, которая переметает дорожки. И вот главная забава праздника – выход медведя, это слышится в важных интонациях 3-ей части. В исполнении Вишняк Тамары звучит Масленица П.И.Чайковского.
Мы переносимся в Чехию 19 века, где творит великий композитор Антонин Дворжак. Его произведения отличаются стройностью формы, мелодическим богатством, разнообразием ритма и гармонии, красочностью инструментовки; многие из них привлекают жизнерадостностью, тёплым лиризмом, юмором.
В 1892-95гг. Дворжак живет в США, где возглавляет Национальную консерваторию, в Нью-Йорке. Интонации народных негритянских и индейских мотивов легли в основу его 9-й симфонии - "Из Нового Света", одного из популярнейших произведений композитора. По возвращении на родину Дворжак снова преподает в Пражской консерватории, а в 1901 становится ее директором. В последние годы жизни он продолжает интенсивную творческую деятельность. В исполнении Вишняк Тамары прослушайте «Юмореску». Слушая эту пьесу, получаешь огромный заряд положительных эмоций. Композитор использует тональность Ges-dur, а, как известно бемольные тональности звучат мягко, не так звонко и резко как диезные. Мелодия юморески прекрасна, она наполнена светом, вызывает лёгкую улыбку, будит приятные воспоминания. Всё это благодаря мягким интонациям в мелодии, её гибкости и танцевальному аккомпанементу. Во второй части происходит смена тональности на fis-moll и важно, чтобы при исполнении это воспринималось не как дополнительная трудность, а как смена настроения. Кульминация во второй части, она напряжённа и драматична. Благодаря этому драматизму реприза звучит более свежо и романтично.
Мы в России 20 века. Творчество С.Прокофьева представит Крючкова Катя. Она исполнит «Прогулку».
«Классик есть смельчак, открывший новые законы, принятые затем его последователями». С.С. Прокофьев. Свой творческий путь в русской мировой музыке Сергей Сергеевич Прокофьев начал как дерзкий ниспровергатель традиционной музыки. С его концертов возмущенная публика спешно уходила, многие его произведения не понимались и не принимались даже артистами, коллегами-музыкантами. А через два-три десятилетия он был признан классиком современной музыки, гениальным новатором, открывателем новых законов в искусстве. В «Прогулке» С. Прокофьева, впрочем, как и во всей его музыке непривычно сочетается простое и сложное: упрощённый ритм с остротой гармонии.
Характерный мелодический рисунок, в котором простота линий сочетается с непривычными изгибами и угловатостями. Но если попробовать спеть мелодию без скачков, то в своей основе она окажется простой гаммой. Это ли не юмор композитора? Не зашифрованное послание юным исследователям и интерпретаторам его творчества? Особенно наглядно своеобразие мелодической линии С. Прокофьева предстает в сопоставлении с мелодикой П. Чайковского. О мелодии С. Прокофьева часто говорят, что ее трудно спеть. Мелодия же П. Чайковского с ее закруглениями, опеваниями, поступенностью (все звуки рядом) поется легко и свободно.
Живая, веселая шутка, звонкий, юношеский смех, остроумная скерцозность, светлый, улыбчивый тон, радость жизни — все это тоже Прокофьев! Ему удалось найти яркие и смелые выразительные краски, которые делают его произведения высокохудожественными и бессмертными.
Сегодня музыка позволила нам побывать в разных городах и странах. Вспомнить известных композиторов, послушать произведения разных жанров. В воображаемом Музее Музыкального Юмора мы познакомились лишь с некоторыми экспонатами. Но хочется верить, что эта экскурсия была интересной, увлекательной и полезной. И нам снова захочется обратиться к творчеству композиторов-классиков в поисках произведений, несущих радость, улыбку и хорошее настроение. До новых встреч в мире музыки!



В едином дыхании

Преподаватель по классу фортепиано
Силантьева Елена Александровна

Лекция-концерт



Ансамбль – это группа исполнителей, выступающих совместно. Искусство ансамблевого исполнения – это коллективная форма игры, в процессе которой несколько музыкантов исполнительскими средствами раскрывают художественное содержание произведения.
Игра на фортепиано в 4 руки – это вид совместного музицирования, которым занимались во все времена, и на любом уровне владения инструментом, ансамблевая игра открывает самые благоприятные возможности для всестороннего ознакомления с музыкальной литературой. Перед музыкантом проходят произведения различных художественных стилей и исторических эпох. Иными словами, ансамблевая игра – постоянная и быстрая смена новых музыкальных впечатлений, способствует развитию способностей у музыканта:
 музыкального слуха;
 чувства ритма;
 памяти;
 двигательно-моторных навыков.
Педагогический опыт показывает, что начальный период обучения тесно связан с ансамблевым музицированием в дуэте педагог – ученик. За счет насыщенного, богатого мелодическими и гармоническими красками сопровождения исполнение становится более красочным и живым. Дети с удовольствием и большой пользой могут исполнять знакомые мелодии в таком звучании.

Пример: «Хомячок» музыка Корольковой исполняет Крюкова Лена - подготовительная группа.
В течение некоторого времени, ребенок исполняет простейшие мелодии, а педагог подыгрывает ему несложные аккомпанементы. Тем самым слух ученика подготавливается к звучанию пьес, в которых играются мелодия и аккомпанемент. Здесь очень важный момент: дети участвуют в творческом процессе с учителем, а это способствует их большему взаимопониманию.
Фортепианный ансамбль как жанр имеет свою многолетнюю историю, он начал развиваться во второй половине 18 века с появлением молоточкового фортепиано и его новыми возможностями расширенный диапазон, способность постепенного увеличения или уменьшения звучности, добавочный резонатор педаль. К началу 19 века фортепианный ансамбль утвердился как самостоятельная форма музицирования. Существует 2 вида фортепианного дуэта – на одном или на двух роялях. Фортепианные дуэты на двух роялях получили свое наибольшее распространение в концертной практике, а игра в 4 руки на одном инструменте практикуется главным образом в сфере домашнего музицирования, музыкального самообразования и учебных занятиях. Еще один вид фортепианного ансамбля – это восьмиручная игра на двух фортепиано. Такое квартетное исполнение приносит несомненную пользу в детских музыкальных школах. Объединение в ансамбле четырех учеников способствует развитию чувства коллективной ответственности еще в большей степени, чем игра в дуэте.
Пример: видеоролик на компьютере «Танец с саблями» А. Хачатурян.
Репертуар для фортепианных ансамблей можно подразделить на специально созданные и переложения ставящие своей целью популяризацию симфонической и оперной музыки. Изучение этих переложений творчески обогащают исполнителей. А сейчас вашему вниманию я предлагаю послушать –
Пример: «Ария Дон Жуана» В. Моцарта в исполнении Миллер Лены – 2 класс.
Дон Жуан величайшая из когда-либо написанных опер Моцарта. В основе ее лежит легенда о Дон Хуане, дерзком искателе приключений, смелом и ловком соблазнителе женщин. Композитор создал замечательное глубокое произведение полное страстей и острых столкновений характеров. Мы прослушаем фрагмент Арии в исполнении Муслима Магомаева. Вашему вниманию я предлагаю иллюстрации из театрального образа Дон Жуана. Звучит фрагмент.
В этом ансамбле главное место занимает 1-я партия, т.к. в ней вокальная мелодия, но так же неотъемлемая важная роль у 2-й партии, которая поддерживает метроритм, по существу она выполняет функции дирижера, то есть «скрытый дирижер», как бы фундамент, на котором основывается мелодия. Необходимо определить смысловую роль каждой партии и регистровое соотношение внимание каждого партнера должно быть обращено на звуковое соотношение.
Еще один пример фортепианного ансамбля в четыре руки на одном инструменте – Пример: «История любви» Френсиса Лея в обработке М. Жульевой.
Френсис Лей – французский композитор и пианист, автор популярных песен и киномузыки. Свой путь начинал, как аккомпаниатор эстрадных певцов, в их числе была знаменитая певица Эдит Пиаф. Знаменитая «История любви» была написана в 1970 г . За музыку присуждены награды «Золотой глобус» и «Оскар». «История любви» написана к одноименному фильму. Сюжет фильма простой: молодой человек из престижного колледжа и богатой семьи полюбил студентку из скромной семьи, несмотря на проблемы, они поженились, пережив неприятные и счастливые моменты. (Демонстрация фото из фильма и текст песни).
Пример: звучит фрагмент песни «История любви» в исполнении Муслима Магомаева.
А теперь обработка для фортепиано этой мелодии в современном стиле. Мелодия, что необычно, проходит во второй партии практически неизменна. Первая партия звучит как украшение к этой чарующей мелодии. Трудность исполнения первой партии этого ансамбля – это отсчет пауз. Простой способ – это проиграть звучащую у партнера мелодию и запомнить. То есть кроме разучивания своей партии партнеры должны знать не только свою партию.
Еще один вид фортепианного дуэта, как я уже говорила, это игра на двух инструментах. В этой позиции ансамблисты сочетаются с полной свободой, каждый из которых в своем распоряжении имеет свой инструмент. Богатейшие возможности фортепиано благодаря наличию двух инструментов и двух исполнителей еще более расширяются.
Пример: Сейчас вы услышите в исполнении Курбанбековой Малики 6 класс и преподавателя Ивановой Е.В. «Вальс» В. Рубина.
Рубин Владимир Ильич родился 05.08.1924г. в городе Москве в семье врачей, окончил Московскую консерваторию, где получил музыкальное образование у замечательных педагогов Гольденвейзера и Гедике. В. Рубин – народный артист России, автор 6 опер и 9 кантат, хоровых вокальных циклов и музыки для кино, телевидения и радио. Главная трудность этого ансамбля это умение слушать не только то, что играешь сам, одновременно общее звучание обеих партий, сливающихся в единое целое. При исполнении такого сочинения необходимо вдумчивое и детальное изучение текста – как в сольном исполнении и определение смысловой роли каждой партии, регистровое соотношение. Тема постоянно переходит из одной партии в другую, эта перекличка должно быть настолько отрепетирована, чтобы интонации в одной партии были с теми же штрихами и акцентами в другой партии, достичь этого не так-то просто. Можно определив места с темами поиграть их по очереди, при этом внимательно вслушиваясь в игру партнера. Важно обговорить заранее все динамические и темповые указания. В ансамбле темпоритм должен быть коллективным. Если один музыкант страдает ритмической неустойчивостью, то второй оказывается как бы корректором. Таким образом, в условиях совместных занятий возникают благоприятные возможности для исправления индивидуальных погрешностей.
Вопросы педализации в ансамблях решаются таким образом: в дуэтах для одного – педализирует вторая партия, а в произведениях для двух фортепиано – каждый.
Такой же круг задач необходимо решать при исполнении аккомпанементов. Здесь особая трудность – новый тембр солирующего инструмента или певческого голоса. На начальном этапе развития аккомпаниаторской деятельности большое значение имеет выбор репертуара, начинать работу лучше всего с романсов русских композиторов. Их ценность проверена временем, как правило, в романсах несложный аккомпанемент. Первоначально романсы появились в Испании. И само слово «романс» образовалось от испанского слова «романсе», что означает романский, иначе говоря, исполняемый на родном романском языке. В современное время для романса пользуются следующим определением. Романс – усложненный вид песни, в котором наиболее тесная связь музыки и слова.
Пример: Вашему вниманию я представляю романс «Ветка сирени» А.Волошин в исполнении преподавателя Росиной Е.А.
При исполнении вокального аккомпанемента важно научиться чутко реагировать на все нюансы и агогические отклонения в сольной партии. Необходимо учить и знать вокальную партию, в идеале самому петь и аккомпанировать. Надо давать певцу дышать, понимать все цезуры, осмыслить кульминацию, протяженность фермат, развитие фразировки. Еще один способ – поиграть партитуру, пропуская 2 строку. Правильное, грамотное исполнение в себе заключает соотношение партий правой и левой руки. В проигрышах основную смысловую и художественную нагрузку несет правая рука. В основном же дальше главная левая рука, басовая партия. Нужно уметь хорошо вести линию баса. И, конечно же, главная задача – создание единого художественного образа, совпадение с чувствами партнера.
В аккомпанементах с инструментальными партиями важно ощутить близость приемов звукоизвлечения. Отдельно прорабатывать солирующую партию. Правильный подбор соотношения звукового баланса с солистом – главная задача аккомпаниатора. Начинать работу в инструментальном классе нужно с того, чтобы настроить исполнителя, дать ему необходимый тон. Пианист должен очень тонко просмотреть вопросы динамики в сторону смягчения. Форте в совместной игре со струнными инструментами никогда не бывает той силы, как возможно в сольной программе. Научиться слышать партнера и установить правильный баланс звучания – основной закон ансамблевого искусства.
Пример: А теперь вашему вниманию я предлагаю послушать «Танец» Дженкинсона в исполнении Вишняк Тамары, 6кл. и преподавателя по классу домры Худяковой С.Ю.
Особое место в исполнительской практике занимает такой вид ансамбля, как концерт. При разучивании концерта возникают традиционные задачи исполнения крупной формы. Плюс задачи еще усложняются тем, что произведение ансамблевое. В нем необходимо гибко сочетать функции солиста и аккомпаниатора. Хотя оркестровая партия звучит в переложении для фортепиано, надо помнить о том, что в ансамбле она выступает мощным партнером, как симфонический оркестр. В учебном процессе концерт играет важную роль, развивая в учащихся смелость и волю, воспитывая исполнительскую выдержку, мышление крупным планом, развивает музыкальную память и творческое воображение.
В заключении я хочу сказать, что ансамблевое исполнительство – это одна из важнейших форм музицирования. Ценным в работе над фортепианным ансамблем, аккомпанементом, концертом является то, что учащиеся получают удовлетворение от совместно выполненной работы, чувствуют радость общего порыва, объединенных усилий, взаимной поддержки, единого дыхания. Это неотъемлемая часть учебного процесса, делает его более интересным, помогая учащимся приобрести разнообразные полезные навыки и умения.
Категория: Фортепиано | Добавил: Аккордеон (17.01.2012)
Просмотров: 5868 | Рейтинг: 1.5/2
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Форма входа
Категории раздела
Фортепиано [8]
Домра [2]
Баян [0]
Аккордеон [3]
Вокал [2]
ИЗО [2]
Хореография [4]
Общеэстетическое отделение [0]
Гитара [0]
Синтезатор [0]
Мини-чат
200
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Статистика

    Онлайн всего: 1
    Гостей: 1
    Пользователей: 0
    Наш опрос
    Оцените мой сайт
    Всего ответов: 48

    Copyright MyCorp © 2024
    Конструктор сайтов - uCoz