Пятница, 03.05.2024, 08:04 Приветствую Вас Гость | RSS
Эволюция музыкальных стилей
Эволюция музыкальных стилей
заседание клуба «Юный интерпретатор» заведующая ФО Садова Елена Вячеславовна СТИЛЬ МУЗЫКА́ЛЬНЫЙ — определенная система и совокупность выразительных средств, приемов, необходимая и характерная для воплощения определенного идейно-образного содержания в музыке. Понятие "стиль” объединяет в себе все элементы музыкального языка, композиционные приемы и принципы формообразования. При подготовке открытого занятия я со своими воспитанниками прослеживала эволюцию музыкальных стилей и итогом нашей работы является карта сравнительных характеристик музыкальных стилей. Я надеюсь, что эта карта поможет в работе над интерпретацией музыкальных произведений учащимся.
Характеристика | Барокко | Классицизм | Романтизм | Музыка XX века | Зарождение | 1600 – 1760гг. Музыкой барокко называют множество существовавших композиторских стилей западноевропейского региона (Германия, Италия, Англия, Франция и т.д.) | 17-19 в., европейские страны, музыкальный классицизм зародился в Вене | На рубеже 18-19в., под влиянием Французской революции, в европейских странах. | ХХ век - время, когда технологии изменили мир, огромное влияние на музыку оказали политические события первой половины XX века. | Исторические предпосылки | Эпоха барокко – это эпоха Разума и Просвещения. Происходят открытия в разных областях науки (К.Линней, И.Ньютон, Г.Галилей, Ливенгук), осваиваются новые земли. | Принцип героической гражданственности, подчинение личных интересов общественным. | Протест против подавления человеческой личности, социального гнёта; Интерес к народной жизни, национальной культуре; Внимание к душевному миру человека. | В центре внимания – ЧЕЛОВЕК, не бесстрастный наблюдатель, а тонко реагирующий на все события, живущий жизнью современников и причастный ко всему происходящему. | Представители | И.-С. Бах, Георг Гендель, Алессандро Скарлатти, Антонио Вивальди, Генри Персел, и др | Венские классики: Й.Гайдн, В.Моцарт, Л.Бетховен. | Формируются национальные композиторские школы. Германия: Шуман, Брамс. Австрия: Шуберт Польша: Шопен, Монюшко Норвегия: Григ Венгрия: Лист | Д.Б.Кабалевский, С.С.Прокофьев, Р.К.Щедрин, Д.Д.Шостакович, Н.Раков, С.Майкапар, А.Хачатурян и др. | Инструмен ты | Орган, клавесин, щипковые и смычковые струнные, деревянные духовые инструменты | скрипка | рояль | Невозможно выделить | Склад музыки | Используется полифония и контрапункт. Размывается иерархия мелодии и аккомпанемента. | Гомофонно-гармонический склад (мелодия+сопровождение) с элементами полифонии. | Гомофонно-гармонический склад с полифоническим развитием. | Гомофонно-гармонический склад с полифоническим развитием, наблюдается взаимопроникновение стилей. | Музыкальный жанр | Токката, фуга, сонаты и сюиты для отдельных инструментов и для камерных оркестров. Появились такие жанры как концерт, увертюра, опера. Шедевры эры барокко «Хорошо темперированный клавир», «Вариации Гольдберга» и «Искусство фуги». | Сонатно-симфонический цикл. Заключает в себе целую систему музыкальных образов. Эта форма стала единственной, в которой драма была выражена чисто музыкальными средствами. | Фортепианная миниатюра: пьесы, художественные этюды, романсы, программная музыка (пьесы с названием). | Развиваются различные музыкальные жанры - оперы, балеты, крупные симфонические, камерные произведения. Миф, сказка и аутентичный музыкальный фольклор становится материалом для создания новых произведений, основанных на современной технике письма. | Музыкальный язык | Утверждаются мажор и минор как два господствующих лада. Барочная музыка стремилась к более высокому уровню эмоциональной наполненности. Используются музыкальные украшения. Барокко свойственны контрастность, напряжённость, динамичность образов. | TSDT в пределах мажорного, минорного лада, модуляции в близкие тональности. Гармоническая ясность, стройность форм, благородная простота, жизненная полнота образов. Преобладает роль темы. | Используются альтерированные гармонии (далёкие тональности), красочные тональные сопоставления; Характерна многоплановая структура темы, в которой роль гармонического фона нередко равноценна роли мелодии. | Открываются новые миры в гармонии, мелодике, ритме. Музыка приобретает черты динамичности, стремительности, также композиторы пишут и изумительные по красоте лирические произведения. | Педаль | педаль должна быть "незаметной”, лишь способствовать связности, но не привносить обертонных колористических звучаний. | Расчётливая, в основном прямая. Применяется на бас, длинное арпеджио, для связи разделов. | Различные виды педали: правая, левая, прямая, запаздывающая, полупедаль, педаль-дымка. Применяется для создания образа-настроения. Без педали музыку романтиков играть нельзя. | В современной музыке используется весь накопленный опыт по использованию педали |
|
Категория: Фортепиано | Добавил: Аккордеон (03.01.2013)
|
Просмотров: 1942
| Рейтинг: 0.0/0 |
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи. [ Регистрация | Вход ]
|
Статистика |
Онлайн всего: 1 Гостей: 1 Пользователей: 0 |
Наш опрос | |
|