Главная » Статьи » Педагогика » Фортепиано |
Диагностика – ключ к пониманию развития личности ребёнка
Диагностика – ключ к пониманию развития личности ребёнка
Иванова Екатерина Витальевна Личность, её особенности, закономерности поступков, поведение в обществе, внутренний мир- изучает наука психология. Наука о самом сложном из всего ,что известно человечеству. Ещё древнегреческий философ Аристотель писал: «Среди прочих знаний исследованию о душе следует отвести одно из первых мест, так как оно-знание о наиболее возвышенном и удивительном». Быть хорошим психологом - одно из важных требований, предъявляемых к специалистам в тех профессиях, которые предполагают постоянное общение с людьми, таких как врач, продавец, менеджер, и конечно - педагог. Без знаний основ психологии, возрастных особенностей детей и уровня их развития – успешная педагогическая работа невозможна. Наука психология заинтересовала меня давно, и не случайно моя тема по воспитательной работе называется «Развитие различных видов памяти у детей» (над которой я работаю 3 год), а тема по исследовательской работе: «Когнитивные процессы у учащихся с признаками одаренности в творческой деятельности»- тесно связаны с диагностикой, о которой будет идти речь. И так, что такое диагностика, что она помогает определить и для чего она нужна? Диагностика - это ключевой и необходимый этап, позволяющий адекватно и всесторонне оценить личность, её индивидуальные особенности, темперамент, характер. С помощью разных исследований можно понять, насколько например ребенок адаптирован к обществу, умеет ли он справляться со своими эмоциями, развиты ли у него волевые качества. В итоге, мы получим полное представление о психологическом портрете учащегося. Что же можем использовать мы, учителя, и нужно ли вообще пытаться определить психологические особенности детей? Ответ- да, нужно.Тестирование трудоёмкая процедура, требующая привлечения высоко квалифицированного психолога. Но мы можем провести первичную диагностику. К методам первичной диагностики относят: различные шкалы (Рензули), самоопросники, опросники, тесты личностных особенностей, анализ семьи, отношений с родителями и сверстниками. При проведении диагностики учащихся важно помнить о том, что психическое развитие- это сложный процесс, в котором невозможно выделить отдельные независимые друг от друга параметры. Поэтому необходимо использовать целую «батарею» методик, направленных на изучение всех сторон психики ребенка, сопоставляя полученные данные так, чтобы можно было получить полное представление о конкретном ученике. Ведь в реальной жизни все стороны психики влияют друг на друга, например-неуспешность в учебной деятельности может быть связана как с отставанием познавательного процесса, так и с высокой тревожностью. В свою очередь особенности памяти и уровень мышления определяют и некоторые качества личности, например - уровень притязаний или агрессивность учащихся, а так же особенности его общения. Я провела тестирование с 10 учащимися своего класса (из 12) по следующим критериям: С детьми подготовительного класса и 1 класса – от 7 до 9 лет: 1)Вопросник – где дети рассказывали о себе, о своей семье, о родственниках, где он живёт, об окружающей среде, о предметах домашнего обихода, о пространстве и времени ( 7 лет –простые вопросы, 8 лет –более расширены , 9-более сложные) 2) «Темперамент»- утверждения , с которыми ребёнок соглашается или нет, определяем к какому типу темперамента относится учащийся –это врождённое качество. 3)Определяем тип памяти –слуховая, зрительная , моторно- слуховая (10 слов) 4) Методика «Нелепицы»- оцениваются элементарные образные представления об окружающем мире, умение ребёнка рассуждать логически и правильно выражать свою мысль. 5) Методика «Какие предметы спрятаны в рисунках» - оценивается зрительское восприятие. С детьми постарше от 12 до 14 лет - 1) Опросник «Как я вижу себя»- из 23 утверждений. 2) Опросник «Темперамент»- из 20 утверждений. 3) Тест «Тип личности» Мегедь-Овчарова – определяются способности и возможности учащихся по характеристикам (их 16) 4) Опросник «Тип мышления» - из 40 вопросов,определяется каким мышлением обладает учащийся: предметно-действенным, абстрактно-символическим,словесно-логическим,наглядно-образным,креативным мышлением. 5) Методика «Запомни и расставь точки»- оценивает какой объём внимания у учащихся ( низкий, средний,высокий) 6) Тип памяти. Значение черт темперамента детей позволяет правильнее понимать некоторые особенности их поведения, даёт возможность варьировать нужным образом приёмы воспитательных воздействий. Специально изучалось, как по – разному влияет на детей с разным темпераментом, но с одинаковой заинтересованностью учением – отрицательная оценка педагога. Оказалось, что если у ученика с сильной нервной системой обнаруживается стимулирующее действие отрицательной оценки, то у ученика со слабой нервной системой были заметны подавленность, растерянность, утрата веры в свои силы. Понятно, что столь различные реакции учеников требуют и различной педагогической тактики. Известно так же, что по-разному влияют на учащихся какие – либо изменения , непредвиденные обстоятельства. Дети с некоторой инертностью не могут сразу включиться в новую деятельность, для них затруднительно переключаться с одного задания на другое даже на уроке по одному предмету. В то же время у детей с высокой подвижностью частые смены деятельности нередко поддерживают рабочее состояние на уроках. Предметом особой заботы учителей чаще всего бывают дети - холерики (активные, беспокойные, непостоянные -экстраверты) и дети с меланхолическим темпераментом ( тихие, сдержанные, не общительные -интроверты). Эти два типа нестабильные. У учащихся холериков нужно стремиться развивать отстающий тормозной процесс. От них следует мягко, но настойчиво требовать спокойных, обдуманных ответов, сдержанности в поведении, аккуратности и порядка в работе. При общении с ними не рекомендуется говорить на повышенных тонах. Это только усилит его возбуждение. На учащихся меланхоликов надо воздействовать мягкостью, тактичностью, чуткостью, поскольку чрезмерная строгость и резкое повышение требований ещё больше затормаживает их, снижает работоспособность. Такие познавательные процессы , как внимание, память, мышление, восприятие – можно развивать различными способами. Например, существуют упражнения на развитие слуховой памяти, двигательной, словесной. Для запоминания, например музыкального произведения, можно воспользоваться принципами работы, предложенные И.Гофманом. Это- 1) Работа с текстом без инструмента 2)Работа с текстом за инструментом.3) Работа без текста, т.е. наизусть.4)Работа без инструмента и без нот (это наиболее трудный способ работы) Внимание человека связано также с такими индивидуально- типологическими особенностями, как интроверсия и экстраверсия. (Интроверты – обращенность вовнутрь, к своим собственным переживаниям, экстраверты– обращенность вовне, к явлениям внешнего мира).При выполнении какой либо работы экстраверты, в силу их большой подвижности делают установку на скорость выполнения, и это отрицательно складывается на точности выполняемой деятельности. Интровертам более свойственно установка на точность выполнения заданий. Различна и переключательность внимания у интровертов и экстравертов. Она более легко даётся экстравертам и затруднена у интровертов. Интроверту бывает трудно переключать внимание с одного предмета на другой, но зато его внимание отбирает наиболее важные моменты. Существуют приёмы тренировки внимания для музыкантов, предлагаемые Д.Баренбоймом (их 4) Можно порекомендовать и такие как: 1)проигрывание музыкального произведения при включенном телевизоре,радио.2) при ярком свете 3)сидя на неудобном стуле. При всей спорности этих приёмов они заставляют лучше концентрировать внимание, что создаёт более сильный очаг возбуждения в коре головного мозга и более прочное образование исполнительских рефлексов. У учащихся моего класса по результатам анкетирования :преобладающий тип памяти – зрительная. Поэтому работа предстоит над развитием слухо-моторной памяти. По темпераменту учащиеся разделились на интровертов и экстравертов: меланхолики-5 человек, флегматики- 3 человека (интроверты), сангвиники – 2 человека (экстраверты). С детьми интровертами , которым свойственна обращенность внутрь себя,глубина проникновения ,пассивность в начинаниях, экономия энергии-моя педагогическая деятельность будет выстраиваться по принципу – сдержанно, спокойно, тактично, пусть небольшими объёмами, но добиваясь поставленной цели. А с экстравертами, для которых свойственна обращённость во вне , широта охвата, новые дела, трата энергии, множество контактов- будет проходить работа по принципу – мягко, обдуманно, но настойчиво требовать выполнения задания, с соблюдением порядка и аккуратности в работе. Считаю, что задача данной проведенной работы- это определение личностных особенностей учащихся с целью помощи педагогу в осуществлении индивидуального подхода в обучении и воспитании. Следует помнить, что диагностика не является самоцелью- она должна быть либо информационной, либо познавательной, либо служить средством для более адекватной и целенаправленной обработки рекомендаций по развитию, совершенствованию и коррекции. | |
Просмотров: 1855 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 0.0/0 |
Всего комментариев: 0 | |