Главная » Статьи » Педагогика » Домра |
Диагностика творческих способностей учащихся младших классов.
Диагностика творческих способностей учащихся младших классов Худякова Светлана Юрьевна Область креативности сложна для исследования и вызывает множество споров. Креативность, рассматриваемая в различных концепциях, предстает в виде частей головоломки, собрать которую целиком еще никому не удавалось. Еще в 60-х годах было описано более 60 определений креативности. Вот некоторые из них: Креативность – это умственные процессы, которые ведут к решениям, идеям, осмыслению, созданию художественных форм, теорий или любых продуктов, которые являются уникальными и новыми (Артур Ребер)
Креативность – это уровень творческой одаренности, способности к творчеству, составляющий относительно устойчивую характеристику личности (Петровский) Креативность – способность порождать необычные идеи, отклоняться от традиционных схем мышления, быстро решать проблемные ситуации (Копорулина) Креативность – творческие способности человека, которые могут проявляться в мышлении, чувствах, отдельных видах деятельности (Николаева) Возможности проявления креативности у людей не одинаковы в различные возрастные периоды. В детском возрасте креативность проявляется более ярко. Но с возрастом потребность в проявлении креативности уменьшается, так как взросление требует более жестких форм поведения. Но способности не теряются. Чтобы войти в общество, социализироваться, ребенок должен пожертвовать своей уникальностью. Оригинальность решения задач снижается – оригинальность ответов в 4 года отмечается у 50% детей, число их падает в два раза в начале посещения школы, в подростковом периоде снова возрастает до 50%. Диагностика творческих способностей – одна из наименее разработанных областей психодиагностики, что связано со сложностью исследуемого феномена. Ученые пришли к выводу, что творческие способности не являются тождественными способностям к обучению и редко отражаются в тестах, определяющих IQ. В качестве критериев оценки ученые выделяют такие показатели: беглость, гибкость, оригинальность, разработанность, легкость ассоциирования, способность сближать отдаленные ассоциируемые идеи, оценочные способности человека, легкость генерирования идей, уровень воображения или фантазии. В свое время тесты вызывали множество споров. Одни считали их точным инструментом для изучения способностей. Другие отрицали тестовые методы. Заключения о том, обладает ребенок креативностью или нет, нужно делать на основании не только теста, но еще и на основании всестороннего изучения личности и ее деятельности. Для повышения качества тестирования креативности необходимо соблюдение таких основных параметров креативной среды, как: отсутствие ограничения по времени; минимизация мотивации достижения; отсутствие соревновательной мотивации и критики действий; отсутствие в тестовой инструкции жесткой установки на творчество. Являясь участником творческой группы исследовательской работы «Одаренность», в прошлом году были изучены различные методики. (Информация на диске). В основном тесты для детей с 10 лет. В этом году программа обучения начинается с подготовительной группы, приходят маленькие дети. Для диагностики и развития творческих способностей я пользуюсь книгой «Большая книга заданий и упражнений по развитию логики и мышления». Для домашних заданий есть тетрадь для развития творческого мышления, выполнять такие задания детям очень нравится. Участникам семинара я предлагаю провести тест на вербальную креативность. Использованная литература: 1. Светлова И.Е. «Большая книга заданий и упражнений по развитию логики и мышления». М. 2010г. 2. Гаврина С.Е. «Тетрадь с заданиями для развития детей». Киров. 2008г. 3. PsyLab.info. Энциклопедия психодиагностики | |
Просмотров: 2585 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 1.0/1 |
Всего комментариев: 0 | |