Пятница, 03.05.2024, 16:10
Приветствую Вас Гость | RSS
Школа Искусств г.Шемонаиха
Главная » Статьи » Педагогика » Вокал

Атака звука как воплощение художественного образа в хоровых произведениях
Атака звука как воплощение художественного образа в хоровых произведениях

Урок хора
преподаватель ВХО Сидорова О.В.



Цель: 1.Научить грамотному применению атаки звука в произведениях разного характера.
2.Сформировать навык у учащихся к правильному исполнению атаки звука на основе полученных знаний.
3.Воспитать эстетические ценности, художественный вкус, чувство ответственности за общее дело.
Задачи урока:
1. Обеспечить усвоение учащимися способов исполнения атаки звука в произведениях разного характера.
2. Закрепить полученные знания для возможности их исполнения в других произведениях в дальнейшем обучении.

Учитель: Прежде чем начать работу, нужно принять певческую посадку и разогреть голосовой аппарат. Упражнения на дыхание:
1. Равномерное распределение дыхания по фразам (с-с-с-с)
2. Кш-кш-кш – тренировка диафрагмы, которая является опорой дыхания. Всё проходит через ощущения, которые вы испытываете, когда делаете это упражнение.
3. Кш-кш-кшшш – тянем, подбирается живот, вот это ощущение должно остаться при пении в дальнейшем.

Упр-е на артикуляцию гласных:
1. Упражнение на ровную мелодическую линию, штрих легато (ми-и-и-ле). Закрытым ртом: все первоначальные навыки строятся на пении закрытым ртом (м-м-м), это очень хорошо помогает при округлении гласных, (м-м-ма, м-м-мо –м-м-ми- м-м-му). Далее (ми-и-и-я) пение на форте, сильным опорным звуком, не забываем про диафрагму, потому что она очень хорошо помогает в пении на форте.
2. Упр-е – на четкое, активное пропевание согласных, не забываем про гласные (округляем). Да-де-ди-до-ду (меняем согласные на м и л).

3. Упр-е – на дикцию - скороговорка «Бык тупогуб», проговариваем в умеренном темпе, затем добавить темп, далее пение в быстром темпе на одном звуке.

Переходим к первому произведению, которое мы исполняем из вокального цикла – «Игра в классики» «Та-ба-да-ба-да» - это новый современный взгляд композитора Давида Тухманова и поэта Юрия Энтина на бессмертные мелодии Моцарта, Баха, Бетховена и других композиторов классиков. Нам оно известно, как «Турецкий марш» В.А. Моцарта. Произведение переложено для 4-х голосного детского хора в сопровождении фортепиано. Небольшую информацию про Моцарта нам подготовила Иванова Настя ученица 5 класса.
Ученик: Австрийский композитор В.А.Моцарт творил в эпоху венского классицизма, написал несколько сотен музыкальных произведений, но самая популярная и любимая народами разных стран стала мелодия Моцарта «Турецкий марш». Произведение написано в 1778 году, это одна из самых нетипичных сонат, она имела 3-х частную форму, 3 часть – финал под названием рондо alla turka – “Рондо в турецком стиле», контраст двух тем – грациозной и тяжеловатой. Форма этой части лишь похожа на рондо. Она строится как куплетная, песенная с припевом. Как только музыку стали исполнять различные австрийские музыканты, первую и вторую части сонаты №11 сразу же как бы отбросили за ненадобностью и забыли, зато третья часть приобрела гигантскую популярность, при этом музыканты и слушатели по общему согласию (но не спрашивая композитора) самовольно переименовали «Турецкое рондо» в «Турецкий марш», и это название закрепилось за данной музыкой, и стало общепринятым. Дело в том, что звуки «Турецкого рондо» напомнили австрийцам хорошо знакомое звучание турецких военных маршей - стилистика у моцартовского произведения было точно такая же.
И что особенно важно, что у музыки Моцарта есть лечебный эффект, и она помогает предотвращать стрессы у детей.
Учитель: Моцарт - творец гениальной музыки, ставшей символом красоты и гармонии. Давайте прослушаем в записи «Турецкий марш», это очень живая, бодрая, веселая, грациозная музыка (слушанье).
Учитель: Скажите что такое марш?
Ученик: МАРШ — музыкальное произведение с размеренным темпом, четким ритмом, обычно сопровождающее коллективное шествие.
Учитель: Моцарт, композитор жизнерадостный, светлый, и поэтому «турецкий марш» имеет отдаленные черты марша, которого мы привыкли слушать, потому что турецкие янычары (военные) никогда под музыку строем не ходили. Музыку играли перед боем, во время боя. Чтобы отпраздновать победу, а также вовремя торжественных мероприятий. Во время парадов янычары просто шли пешком, не в ногу, очень часто пританцовывали. Образ нашего произведения, как раз тому подтверждение. Скажите, что такое образ?
Ученик: Это то, о чем мы мыслим, представляем.
Учитель: А художественный образ?
Ученик: Это связано с художеством, он объединяет абстрактное мышление, объективное отображение действительности.
Учитель: Спасибо, все, о чем мы беседовали, должны отобразить в нашем произведении. Мы покажем работу 1 куплета и припева, но прежде чем начать разберем термин «атака звука».
Учитель: Наше ухо способно различать особенности звучания в первый момент воспроизведения звука. Этот начальный момент работы голосовых связок и дыхания принято называть атакой, или способом взятия звука.
Вдох и атака звука является моментом первостепенной важности, так как они определяют характер звучания. Различают следующие виды атаки:
Ученик:1 Твердая – голосовые связки плотно смыкаются до начало выдоха, звук голоса жесткий, напряженный. Твердую атаку используют как средство музыкальной выразительности для передачи характера произведения.
Учитель: В нашем произведении, какого характера?
Ученик: Активного, светлого, энергичного.
Учитель: Вот как раз в произведении «та - ба - да - ба –да» атака твердая. Скажите с чем это связано? С какими средствами музыкальной выразительности?
Ученик: Это связано с ритмом, темпом, характером произведения, динамикой, мелодической линией.
Учитель: В разговорной речи твёрдой атаке соответствует громкий разговор и крик. Хорошо, давайте начнем. В куплете, Сопрано 1 и 2 начинают вместе в унисон из-за такта, обязательно стремимся к сильной доли, мы поем шестнадцатые на слог (та-ба-да-ба-да), композитор правильно продумал пение шестнадцатых, они облегчает артикуляцию, легко произносятся. Все поется на кончике губ, мелко, четко, активно, давайте проговорим. Обязательно выделяя сильную долю на слог «да» (пропеть). Атака звука очень тесно связана со всеми певческими навыками (артикуляция, дикция, оформление гласных) и такими как штрих. Каждый такт заканчивается стаккато, это очень важно, здесь стаккато указывает на характер (легкость), облегчает снятие перед паузой (мгновенное), поэтому недолжно быть никаких хвостов. Дыхание мгновенное, что указывает на твердую атаку (пропеть медленно, затем добавить темп).
С 17 такта тема проходит в партии альтов 1 и 2, тема исполняется в терцию, что обогащает этот бархатный голос, твердо пропевая согласные буквы, альты утвердительно рассказывают, что музыка Моцарта будет жить вечно, сопрано служит легким фоном, варьируя тему. Динамика mp, что указывает на легкость, но в, то, же время активность исполнения.
Припев исполняется всем хором на 4 голоса, что показывает развитие произведения, динамика f. Мелодия проходит во всех партиях для усиления силы звука (показ), В припеве характер радостный, веселый, задорный.
Хочу обратить внимание, что дирижерский жест имеет очень большое влияние на характер произведения, а точнее сказать на атаку звука, ауфтакт дирижера указывает, какая атака твердая или мягкая.
Вступление имеет турецкий мотив, что настраивает на образ (показ). Аккомпанемент имитирует все произведение, полностью исполняется турецкий марш, что является опорой всему хору.
Точно разграничить виды атаки нельзя, поскольку они различаются только на слух, являются слуховыми ощущениями. Определение их границ зависит от тонкости и натренированности нашего уха (исполнение куплете и припева).
Следующее наше произведение композитора Э.Грига, сл. С. Свириденко «Заход солнца». Не большую биографию нам представит Вишняк Тома ученица 7 класса.
Ученик: Э.Григ родился в 1843 г. Это норвежский композитор, пианист, дирижер, основоположник национальной классической музыки. Семья Эдварда была музыкальной, что способствовало пробуждению у мальчика интереса к музыке. Творчество Грига обширно и многогранно, он писал произведения самых различных жанров, такие как сонаты, баллады, большой интерес был к инструментальной миниатюре. Но больше всего его постоянно привлекало вокальное творчество – романс, песня. В своем творчестве композитор, никогда не изменял своей Родине, национальными норвежскими интонациями проникнуты все его произведения, он воспевал красоту природы, морские пейзажи, скалистые местности Норвегии.
Учитель: Глубоко национальное, светлое и красочное творчество Грига подняло норвежскую музыку до классических высот. Он был превосходным исполнителем собственных произведений как пианист и дирижер. Слушая Грига, мы инстинктивно сознаем, что музыку эту писал человек, движимый неотразимым влечением посредством звуков излить наплыв ощущений и настроений глубоко поэтической натуры. Произведение «Заход солнца» написано для 3-х голосного женского хора с аккомпанементом. Форма куплетная, 3 куплета, мы покажем 1 куплет, размер произведения 12/8 – он взят не случайно, чтобы было внутреннее движение мелодии. Атака звука здесь мягкая, что показывает характер произведения – светлый, воодушевленный, мечтательный. Давайте разберем мягкую атаку звука.
Ученик:2 Мягкая – момент смыкания голосовых связок почти совпадает с началом выдоха. Мягкая атака наиболее употребительная в пении, устраняет горловое звучание (зажатость). При мягкой атаки звук становится эластичным, полетным, округлым.
Учитель: Спасибо. В разговорной речи мягкой атаке соответствует обычный негромкий, задушевный разговор с приятным тебе человеком.
Музыка «Захода солнца» такая земная и неземная, словно отражение иного пространства, иного времени, иных миров. Она звучит в шуме водопада, шелесте листьев, пении птиц. Это можно увидеть в художественном искусстве (показ картин). Автор С. Свириденко тонко подметил красоту природы (свет гаснет в чаще леса, на волны моря пал свинец, чуть шепчутся березы).
Давайте начнем. Покажем движение мелодии в партии С1(показ). Скачки на широкие интервалы (секста, септима, квинта, кварта), все указывает на образ, где-то дуновение ветерка, шум волн (показ). Гласные поются приглушенно, округленно, по взрослому, зевки собранные, мышцы губ напряжены.
Партия С2 полностью сопровождает С1, т. е. является гармоническим фоном, позиция звука высокая, такая же как С1 (показ). Это все соответствует характеру музыки.
В партии Альтов мелодическая линия плавная в основном на одном месте или опевание одного звука, все так же собранно, как в партии сопрано (показ). Все вместе голоса создают атмосферу успокоения, умиротворения, когда вся природа засыпает, успокаивается. Все гласные поются глубоко, нижняя челюсть свободная.
Заход солнца начинается вечером – мелодия очень напевная, плавная, в чем очень помогает размер произведения. Динамика mp – приглушенное, что показывает, день окончен, близится вечер, все вокруг успокаивается, засыпает (показ).
Крещендо и диминуэндо в этом случае исполняет дуновение ветерка (чуть шепчутся березы) (показ).
В конце каждого куплета есть небольшая кульминация, динамика усилена до форте, но в конце фразы все успокаивается. Композитор рассказывает именно про сны, когда они снятся у человека происходят бурные эмоции в душе, динамика этому подтверждение.
Сейчас мы исполним первый куплет и припев. Хочу обратить внимание на вступление, которое настраивает хор на образ произведения и аккомпанемент служит успокоением. Содержание воспринимается очень тонко, прозрачно (исполнение). Спасибо.
Следующее произведение композитора Даулеткерея, кюй «Косалка», перевод «пара серег», который переложен на 2-х голосный женский хор. Информацию про композитора приготовили Чащина Тома и Карабаева Заида.
Ученик: Даулеткерей Шыгайулы - казахский народный композитор, кюйши - родился в 1820 г. Даулеткерей много путешествовал, встречался с представителями искусства, духовенства, изучал их быт и жизнь. Особенно его интересовали основные общественные и бытовые проблемы народа, его борьба за свободу. На творчество Даулеткерея, особое влияние оказали такие кюйши-домбраши, как Сокыр Есжан, Байжума, Мусирали. Под влиянием великих людей общества складывалось мировоззрение и происходило творческое развитие великого композитора. Произведения Даулеткерея демонстрируют философию жизни, лирику времени, историю народа. Особенно ярко в его кюях отображаются картины природы и ее красота.

Ученик 2: Талант Даулеткерея как кюйши отличался многогранностью. Его кюи созданные в бытовом жанре «Желдирме», «Ыскырма», «Тарбие» поднимающие настроение присутствующих, и захватывающие сердца слушателей. Кюи, где воспеты прекрасные образы женщин «Акбала кыз», «Кудаша», «Коркем ханым», «Косалка» широко распространились среди народа.
Учитель: Что такое кюй?
Ученик: Кюй-это инструментальная пьеса программного характера, которая исполняется на домбре. Все кюи отличаются небольшими размерами и звучат две-четыре минуты. С малыми формами кюев связаны особенности образного строя казахской музыки,
Учитель: В начале 40-х годов были созданы первые известные кюи Даулеткерея "Кыз Акжелен" и "Кос-алка". Толчком к сочинению этих домбровых пьес послужили жизненные впечатления акына. В одном случае - встреча с искусной домбристкой и очень красивой девушкой Акбала-кыз. Ей и посвящен кюй "Кыз-Акжелен". Второй Кюй "Кос-алка" ("Пара серег") представляет собой жанровую картинку, рисующую поэтический образ девушки, в ушах которой серьги нежно позванивают во время ходьбы. Этот кюй представляют собой лирическую пьесу, проникнутую светлым, радостным настроением. Курбанбекова Малика расскажет содержание произведения.
Ученик: В этом произведении девушка, не смотря на запреты родителей, любит парня, она делает все, чтобы хоть глазочком с ним увидится. Делая вид, что она идет за водой, где у них свидание, она одевает украшение и во время ходьбы слышится звон сережек.
Учитель: Обратите внимание на наряд казахской девушки, который называется «Шашбау» и «Блезик» (показ фото). Эта вся красота отображена в кюе.
Так, как это кюй переложенный на песню, форма рондо т.е. круг, постоянно повторяется вступление, которое изображает какое-либо действие. Тональность фа мажор удобная для пения. И от художественного образа именно в этом произведении зависит подача или атака звука, здесь она мягкая (показ). Каждая фраза начинается со вступления, которое рисует определенную картину (показ). Мелодия проходит в партии сопрано, она наполнена изяществом, красотой казахской девушки. Особенно важен акцент на 1 долю в середине фразы (показ). Слов в этом произведении нет, так как это кюй, все произведение строится на слогах. Раньше домбровая музыка могла рассказать без слов какое-либо событие.
Движения полностью отображают характер произведения, образ красивой девушки (показ га-ги-га-ку)). Вот именно эти слоги раскрывают красоту казахской девушки.
Мимика лица (улыбка, глазки, повороты с лицом) раскрывают характер произведения – светлый, радостный (показ). Хочу обратить внимание на исполнение другого хорового коллектива этого - же произведения (показ).
В конце я хочу подытожить результат урока
1. Скажите, какие виды атаки звука существуют в практике хорового исполнительства? (твердая, мягкая).
2. Что означает атака звука? (способ взятия звука)
3. Как влияют на образ разные виды атаки звука? (твердая – характер активный, мягкая – характер лирический, мягкий, полетный).
4. скажите какой вид атаки мы с вами не затронули на уроке?
Ученик: Придыхательная. При придыхательной атаке происходит повышенный расход воздуха, зачастую неточны попадания на ноты, а также возникает потеря яркости звука.
Учитель: В разговорной речи придыхательной атаке соответствует приглушённый, доверительный разговор "по секрету".
5. Вам понравился урок?
6. Давайте поставим оценку нашему уроку.
Категория: Вокал | Добавил: Аккордеон (03.01.2013)
Просмотров: 2628 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Форма входа
Категории раздела
Фортепиано [8]
Домра [2]
Баян [0]
Аккордеон [3]
Вокал [2]
ИЗО [2]
Хореография [4]
Общеэстетическое отделение [0]
Гитара [0]
Синтезатор [0]
Мини-чат
200
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Статистика

    Онлайн всего: 1
    Гостей: 1
    Пользователей: 0
    Наш опрос
    Оцените мой сайт
    Всего ответов: 47

    Copyright MyCorp © 2024
    Конструктор сайтов - uCoz