Главная » Статьи » Педагогика » Аккордеон |
«Активизация мышления детей на уроках специальности»
Открытое занятие преподавателя по классу специальность - аккордеон Росиной Е.А. на тему «Активизация мышления детей на уроках специальности» Занятие является попыткой взглянуть на процесс музыкального творчества, как на процесс обучения эмоционально – образной логике, оперирующей не с конкретными понятиями, а с так называемыми эмоционально – художественными образами. Под этим углом зрения искусство можно рассматривать как форму человеческого мышления, способ обмена информацией, отличающийся своим символизмом. Многие исследователи, правильно обращающие внимание на психологическую сторону процесса музыкального творчества, не отводят должного места в нём сознанию, в лучшем случае приписывая его роль слуху. Получается, что главной задачей педагогов музыкального образования является – развитие различных сторон музыкального слуха. Тогда как, объектом искусства является человеческое сознание, на которое искусство в той или иной степени воздействует по средствам эмоций. Язык различных искусств различен, как по своей физической сущности, так и по характеру и способу воздействия на сознание. Язык музыки – это язык временных форм и язык эмоций более чем какого – либо другого искусства. Это язык эмоций, возбуждаемых временными формами и логикой высотных соотношений между звуками. Каждый её элемент несет определенную эмоциональную нагрузку, которая является смысловым содержанием музыкальных образов. Вся организация музыки, её структура и форма подчинены этой «эмоциональной» логике Мы с вами являемся профессионалами в своей области и знаем, что развитие мышления на наших уроках осуществляется в основном с помощью словесных определений. (Мышление, построенное на основе языка, у детей формируется, как правило, ближе к старшим классам и представляет один ин наиболее поздних этапов развития мышления). Эти словесные определения зависят от индивидуальности ученика. Они помогают создать в эмоциональной памяти своеобразное «русло», заранее подготовить каналы по которым, как говорил Станиславский потом «пойдет» вдохновение. Эпиграфом к своему занятию я взяла слова Филиппа Эммануэля Баха «Нельзя играть как дрессированная птица – исполнение должно идти от души». «То, что чувствует в данный момент «душа», - говорила профессор Разумовская Вера Харитоновна - должны чувствовать пальцы, руки и тело. При скованных движениях музыканта не может быть свободного сообщения «души», замысла с пальцами, и наоборот: пальцы и тело будут молчать, если «душа» безмолвна». Итак, мы определились, что психическое и физическое состояние исполнителя находятся в тесной взаимосвязи. Но, акцентируя внимание на психологическом состоянии ребенка, задумываясь о развитии его мышления, мы должны знать, что в осуществлении любой психической функции принимает участие весь мозг в целом. Но, разные полушария играют неодинаковые роли. Различие полушарий отражено в схеме: Приложение №1 Функциональная асимметрия головного мозга наблюдается только у человека, и хотя она заложена генетически, но в полном объеме она окончательно формируется лишь в социальном общении, в процессе роста ребенка. Так, например, у детей до 7 лет функции практически всех психических проявлений соответствует правому полушарию. Левое полушарие становится доминантным (ведущим) лишь в более поздние сроки, и достаточно выраженную асимметрию мозга можно наблюдать лишь к 12-14 годам. Но большинство обучающих программ и методик для детей дошкольного и младшего школьного возраста не учитывают этой особенности и опираются на те возможности, которых в ребенке ещё нет. Общепринятая система обучения дошкольников и младших школьников зачастую не только малоэффективна, но и создает множество проблем у ребенка. Поэтому мы зачастую видим детей, которые не успевают в школе или вообще теряют желание учиться дальше. Взрослые и учителя, у которых доминантным является левое полушарие, и значит, обладающие мышлением отличным от детского, как правило, даже не догадываются о том, как трудно учиться детям, какая ломка стереотипов восприятия, мышления и поведения происходит в это время у ребенка. Всё это, конечно, влияет и на будущее развитие ребенка, и создает большие трудности при обучении детей в настоящем. Важно давать знания, которые развивают правое полушарие т.к. в старшем возрасте неразвитое правое полушарие тормозит левое, поэтому активное развитие функций левого полушария мозга желательно тогда, когда уже есть соответствующие функции правого. Значит поначалу надо обратить внимание на образное мышление ребенка, музыкальное восприятие, развитие речи, сделав акцент на новое, неизвестное. Почти весь творческий потенциал при правильном развитии в детстве находится в правом полушарии и определяет талант, и даже гениальность в любой области художественных или научных направлений. На своём занятии я постараюсь показать вам работу не над художественным образом произведения, а немного шире, проанализировав основные этапы развития мышления детей То мышление за которое отвечает правое полушарие мозга человека – мышление синтетическое, объединяющее разнородные факторы; мышление многомерное, многозначное, связывающее разные свойства и характеристики явлений и объектов. Темы размышлений: 1. Музыкальный алфавит. 2. Что такое мелодия? 3. Интонация в музыке. 4. Формирование звука. 5. Штрихи. 6. Аккомпанемент. 7. Музыкальные атомы. 8. Что означает музыка? 9. Постижение фактуры. (Овладение основами самообучения) 10. Режиссирование выступления. И начать я хотела с самого важного – периода адаптации к нашей школе. Чем раньше и лучше ребенок осознает себя и взаимоотношения вокруг себя, тем легче протекает процесс адаптации. ЖУКОВА СОФИЯ – уч-ся 1 класса (9лет). Дело в том, что «наши» первоклассники, в силу специфики инструмента, приходят к нам, уже имея за плечами определенный «опыт» школьной жизни. Не всегда, к сожалению «положительный». 4 – 5 класс это переходный возраст, что тоже имеет свои психологические отличия. Поэтому с самого начала следует быть честным с ребенком, и единственно правильным решением в этом вопросе, на мой взгляд – это постараться разжечь в ребенке любовь к инструменту, или крепко «сдружить» новых знакомых. В этом случае не стоит бояться высокопарных высказываний. Анатолий Беляев (профессор Ленинградской консерватории по классу баян) писал «… инструмент «берет» звуки из самого сердца, из глубины душевных переживаний … ведь и держим мы инструмент возле сердца». Пианист Г.Г.Нейгауз говорил «Звук – святыня. Берегите звук, как золото, как драгоценность. Его рождение – таинство. Он должен появиться на свет жизнеспособным, растущим». Почти все первоклассники, иногда и ребята старших классов, на вопрос как они думают – отвечают «не знаем». Моя задача убрать барьер «не знаю», перевести ребенка с активизации памяти к активизации мышления. Ещё до нашей эры знаменитый ученый Пифагор создал свою «школу мудрости», положив в её основу два искусства – музыку и математику. Он считал, что гармония чисел сродни гармонии звуков, и что оба этих занятия упорядочивают хаотичность мышления и дополняют друг друга. 1.Давайте посмотрим, что такое «нотная дорожка», на что она похожа? – на дорогу по которой можно идти вверх, или спуститься вниз, можно остановиться и постоять отдохнуть. - На что похожи ноты? - Что они обозначают? - Можно их сравнить с буквами? Когда мы были маленькими, мы умели читать? - Можем мы сами придумать другие символы для обозначения музыки? (Рисуем музыку). * * * * * Пример: Игра цветочной мелодии / «Маленькая елочка» / Таким образом, уже на полученных знаниях мы развиваем новые способности. Идем дальше – размышляем. Если мы знаем ноты, то мы можем исполнить различные мелодии. 2. Что такое мелодия? Для многих это почти одно и то же – мелодия равносильна музыке. До известной степени они правы, ибо, что представляет собой музыка, как не звуки, которые меняются и движутся во времени? Практически это и определение мелодии: серия звуков, которые движутся во времени, один за другим. Итак, если это верно, тогда почти невозможно писать музыку, которая не заключала бы в себе мелодии. Если мелодия – это просо ноты, которые следуют одна за другой, то, как может композитор избежать создания мелодии, если он как раз пишет отдельные ноты? Он вынужден всё время писать мелодии. А почему бы нам, не сочинить какую нибудь мелодию? Возьмем звук «До», потом «Си» вот уже получилась крошечная мелодия из двух нот. Добавим третий звук, для разнообразия на черной клавише «Фа #» звучит ещё более мелодично. (исполняется тема Свадебного марша Мендельсона). Ну вот, у нас получился Свадебный марш Мендельсона. Видите, как это просто? Там, где есть музыка, есть и мелодия. Вы не можете иметь одну без другой. Но тогда почему исполнение одних музыкантов нас заколдовывает и уносит в высь, а исполнение других с трудом дослушиваешь до конца? Потому что музыка должна быть разной. 3. Интонационное прочтение мелодии – сравнение с упругой извилистой линией, активной, с разным характером. Сравнение с человеческой речью. Интонацию в музыке хорошо развивать чтением стихов. Говорить с различной интонацией, показывать чувства через мимику, взгляд, жесты. Иван Савич Никитин (1824 – 1861) «Встреча зимы». Какие чувства испытываем, произнося текст? Разбор первого четверостишья: Здравствуй, гостья зима! Торжественно, радостно, с достоинством… Просим милости к нам Просьба, мольба, приглашая… Песни севера петь С удалью, с искоркой… По лесам и степям. Широко, раздольно… Используемые прилагательные - приветливый, веселый, яркий, жизнерадостный, смешной, забавный, удалой, стремительный, потешный, озорной, беспечный, шаловливый, сверкающий, лучистый, бесхитростный, игривый, хитрый, звенящий, вдохновенный, заводной, разгульный и тд. 4. Формирование звука, что это такое. Что значит окраска звука? Звук имеет начало-середину-окончание. Начало (атака)звука - симметрично окончанию. Пример ИЗО «монотипие» При игре на инструменте происходит то же самое действие. Только у музыкантов в формировании звука принимают участие, как действия пальцев, так и положение меха при игре. 5. Штрихи. (пример ИЗО упражнения для владения кистью) Пример: Д. Самойлов «Марш» штрих – non legato. Сравнение пальца с кистью художника. Подушечка пальца сравнивается с концом кисти. Пример: упражнения для развития различных способов владения кистью уч-ся ИЗО. 1. «Растяжка» или «Переход из одного цвета в другой» сравнение со штрихом –legato 2. «Кирпичики» - non legato 3. «Пуантель» - staccato = Разумовская В.Х. – « Палец и особенно его окончание – это рупор «души» художника. Ведь мы не просто извлекаем звуки, мы прикасаемся к душе человека. Палец должен любить, ненавидеть. Он может быть едким, колючим, насмешливым, и в то же время – нежным трепетным…» А. Карто: «Играть – это значит вибрировать пальцами на дне клавиши» 6. Левая клавиатура – «Волшебная, невидимая». Левая рука похожа на паучка, она отвечает за исполнение аккомпанемента к мелодии. Аккомпанемент – это три кита на которых держится мелодия. Аккомпанемент несет в себе опорные ритмические и гармонические функции. А К К О М П А Н Е М Е Н Т Пример: ансамбль «Веселый музыкант» (аккордеон + флейта) В ансамблевой игре развивается чувство ритма, в особенности, когда исполнитель отвечает за метрическую пульсацию – игру аккомпанемента. В ансамбле играть «комфортнее», так-как играть нужно только одной рукой. Задача первого этапа адаптации – перевести уч-ся с активизации памяти к активизации мышления. Коррекционная работа: - развитие креативности; - эмоциональности; - коммуникабельности; - умение управлять своими чувствами; МИШЕНИНА ЮЛЯ – уч-ся 2 класса (11 лет, занимается параллельно на отделении ИЗО). 7. Учение об интервалах. Музыкальные атомы. Итак, мы знаем – что самой маленькой частичкой музыки (музыкальный атом) не может быть один звук, по крайней мере, их должно быть - два. А двухнотное взаимоотношение – называется интервалом. Очень важное слово интервал. Потому что оно составляет сердце и душу музыки. Музыка сотворена не из отдельных нот, самих по себе, а скорее из интервалов между одной нотой и другой. Вот почему так необходимо понять слово интервал. (Пример – интервал движения машин в колонне, интервал стяжка, интервал в стае летящих птиц и тд.) ИНТЕРВАЛ - измеряет расстояние между одной нотой и другой. Расстояние может быть различным, интервал может строиться от разных ступеней, в любом направлении. Пример: ансамбль «Мелодическое упражнение» по учебнику Д.Самойлова. Уч-ся делает разбор мелодии по интервалам, прослеживает внутреннее тяготение и переход одного узкого сопряжения звуков к более широкому, объёмному. Ряд интервалов повторенных неоднократно образуют музыкальную фразу. Но дело в том, что интервалы (атомы) могут строиться как по горизонтали (мелодическое строение), так и по вертикали (гармоническое строение). Понятия мелодический – гармонический вид. Это очень важно запомнить, потому что если вам ясны данные понятия, то в музыке нет ничего, чего бы вы ни могли постигнуть. Пример: Вальс И. Иванова. Развиваем горизонтально-вертикальное мышление. Одновременно взятые интервалы представляют собой материал, из которых сделаны аккорды. Известно – чем шире интервал, тем больше он требует для «выпевания» времени, а значит и внутреннего напряжения. Интервалы помогают нам «Читать не по буквам» а по страницам. Это оказывается психологически более выгодным, поскольку процесс усвоения новой информации протекает непрерывно, выливаясь в один, хотя и сложный по форме процесс чтение с листа. Вследствии ВЗАИМОВЫТЕКАЕМОСТИ – появляется логика в работе. ИДРИСОВ ДАНИЯР – уч-ся 2 класса (11 лет). 8. Что означает музыка? Во втором классе уч-ся сдают самостоятельно выученную пьесу. В нашем классе в начале года был объявлен конкурс на «Лучшую презентацию пьесы». Девочкам и мальчикам было предложено написать реферат - исследование, нарисовать рисунок. Победителем классного конкурса стал Идрисов Данияр. Его работа вылилась в написание реферата « Работа над частушкой», и сочинение рассказа «Математика в верх дном». - А многие ли из нас знают, что такое частушки? - Кто их пишет? Когда они зародились и где? Частушка – припевка, «коротушка», жанр русского фольклора. (Просмотр видео –выступление детского ансамбля на музыкальном фестивале 2003 года Г. Барнаул) - Что натолкнуло нас на характер дразнилки – частушки? - Образ фактуры. Переход «ритм-мотива» из руки в руку, так же не лишним и стало сочинение подтекстовки: Всем вставать! - Мы устали! Всем лежать! - Нет, мы встали! Всем бежать! - Спляшем вместе! Я сдаюсь - Стой на месте! Музыка говорит нам отнюдь не об историях или картинах, а о чувствах: если она заставляет нас внутренне меняться, значит, мы понимаем её. Музыка – заставляет испытывать эмоции. - заставляет чувствовать. (запись на мобильный телефон) ГРАДОВА ЯРОСЛАВНА – уч-ся 6(7) класса. 9. Постижение фактуры. Овладение основами самообучения. Умение составить план д/р и знать как его выполнять - есть основа самообучения. Второй год Ярославна ведет личный дневник, и даже преобразовала первый вариант таблицы, предложив свой, с которым я охотно согласилась. Первоочередным требованием по знакомству, разбору текста становится условие к уч-ся – сделать всё, что указано в нотах. Святослав Рихтер от того и величайший из современных пианистов, что он умеет глубоко, мастерски постигать фактуру произведения; оттого он и потрясает! (Иногда полезно проследить звучащую пьесу по нотам). Если, слушая его, держать перед собой ноты, то обнаружишь, что исполняет он в точности всё, что там указано. Разумовская В.Х. учила «почитать, уважать фактуру произведения, влюбляться в неё». Углубленное изучение музыкальной ткани позволяет выявить диалектическое единство всех явлений в музыке. Познавая фактуру, вникаешь в её смысл, в её трудность, в её «сопротивляемость». Содержательное исполнение, объемная игра вытекают из многоплановости фактуры, и только «психологический» подход к её изучению, одновременно сочетающийся с решением проблем технического порядка, помогает исполнителю выявить многоплановость. Вопросы уч-ся: - Что такое полифония? - Что такое прелюдия? - Как добиться вдумчивого исполнения голосов? - Как исключить бездумную беготню по клавиатуре? Чтобы исключить такую тенденцию мы решили составить генеалогическое древо «семейства Лядовых». Дело в том, что естественными раздражителями для музыканта - исполнителя являются ноты, тогда как для композитора музыкальные впечатления (ассоциации) могут вызваться любыми факторами. Поэтому мы решили «побольше» узнать о композиторе… выступление Ярославны. (надпись на плакате) То что человек увидел, к чему прикоснулся, он может отчетливее представить. Проделав эту работу мы постарались одухотворить «психологизировать» каждый голос, каждый элемент, опираясь на верную фразировку, правдивую информацию, соответствующую артикуляцию, динамику, агогику и технические приемы.. Другие называют это - заводить много голосов внутри себя. В результате исполнение приобретает полифоничность, «объёмность», рельефность. Роль голосов: 1голос – его звонкость должна проявляться, он как бы пробивается сквозь толщу низких голосов ( подмена на одной клавише – обеспечит глубину голоса). Ритмический мотив 1 голоса соответствует одному из видов с затактным началом - Анапесту ! ! ! Со – ло – вей Пример из литературы: стих С.А.Есенина Нивы сжаты, рощи голы ! ! ! ! ! ! ! ! От воды туман и сырость…! ! ! ! ! ! ! ! 2 голос – поддержка, одобрение. Проникновенное вслушивание помогает расшифровать для себя, что выражает каждый голос. Проигрывание голосов в ансамбле с другим инструментом (малая домра), окраска голоса другим тембром даёт возможность более отчетливо услышать полифоничность фактуры. 3 голос – опора, спокойствие. Кульминация – сравнение с волной, которая не может остановиться в порыве подъема. Большую пользу в изучении полифонии приносит игра в ансамбле, игра по голосам. Я в классе имею возможность одновременно развивать и тембровый слух учеников, исполняя «свои» партии на струнных русских народных инструментах (малая домра, альт). Пример: уч-ся играет 2 голос, преподаватель 1 на малой домре. В результате напряженных поисков образного содержания и соответствующего ему звучания всех элементов музыкальной ткани, исполнитель овладевает произведением так основательно, что и в техническом плане игра приобретает исключительную прочность и уверенность, каких не может дать никакая механическая зубрежка 10. РЕЖИССИРОВАНИЕ ВЫСТУПЛЕНИЯ. Готовясь к выступлению очень полезно записывать свою игру на магнитофон. В наше время передовых технологий можно записать выступление на видео носители (камеру или сотовый телефон). Часто преподаватели говорят своим подопечным: «Чтобы получить «5» на экзамене, нужно в классе выучить на «10». Сценическое волнение забирает половину затраченных усилий, поэтому полезно выучивать программу «с запасом», чтобы получить заслуженную оценку, доставляя тем самым радость и зрителям и себе. ( Игорь Бобрин настраивался на Олимпийские выступления с помощью психолога). По ЦТВ стали часто транслировать выступления аккордеониста Дранго П. Отрежиссированные, записанные под фонограмму номера, представляются ребятам настолько лёгкими и яркими, что каждый думает - нужно только научиться быстро, перебирать пальцами по клавишам. Я предоставила возможность уч-ся своего класса попробовать поставить такой номер самим. Пример: ансамбль - С.Прима «Пой, пой, пой» уч-ся 2 класса Идрисов Д., Мишенина Ю. в эстрадном жанре /аккомпанементное сопровождение на синтезаторе/ Во время подготовки к практическому занятию, мы несколько раз записывали своё выступление на видео камеру. И сразу же после просмотра записи начинался подробный анализ выступления. Оказалось, что ни так то легко вести музыкальную мысль и одновременно двигаться по сцене. Игра разбиралась до мельчайших подробностей, отмечалось не только плохое но и хорошее. Просмотрев видео, первый раз Данияр наотрез отказался от участия в ансамбле, но «правильный ход» с моей стороны помог состояться дуэту. Ребята получили хороший эмоциональный заряд после громких аплодисментов их выступлению. Итог занятия - Развитие мышления уч-ся на уроках специальности происходит с помощью: - ярких словесных определений; - изобразительного искусства; - литературного творчества; - исследовательской деятельности; - практической деятельности (сочинение, концертная практика, обогащение слухового багажа и тд.) Главная задача – добиться участия обучающихся в процессе. А это возможно тогда, когда он понимает конкретность задач и целей. Стараться добиваться не абстрактной любви к Моцарту, а постараться понять, чем игра на инструменте может помочь именно этим Саше и Маше найти своё место в жизни. Развивая мыслительные способности ребенка, активизируя его мышление, мы получаем высокий результат в любой области его деятельности, в том числе и в обучении. Используемая литература: 1. Сапожников П.И. Методические рекомендации по обучению игре на аккордеоне. Звукоизвлечение. – Алма-Ата, изд. НМК, 1986. 2. Ошлаков К.К. Комплексный метод обучения игре на музыкальных инструментах. – Алма-Ата, Минвуз Казахской ССР, 1980. 3. Бейлина С. В классе профессора В.Х.Разумовской. Ленинград, изд.«Музыка», 1982. 4. Бернстайн Л. Концерты для молодежи: Пер. с англ. Ленинград, изд. «Советский композитор» 1991. 5. Смирнова Т.И. Воспитание искусством или искусство воспитания. Учебное пособие «Allegro». М., 2001. 6. М. Румер, Т. Бейдер, Л. Данилевская Музыка., Москва, Академия педагогических наук СССР институт художественного воспитания, изд. «Музыка», 1976. 7. Артоболевская А. Хрестоматия маленького пианиста, -М., изд. Сов. композитор, 1991. 8. Юдина Е. Азбука музыкально-творческого саморазвития, - М, изд. «Аквариум» 1997. | |
Просмотров: 4820 | Рейтинг: 5.0/1 |
Всего комментариев: 0 | |